Глибинне інтерв’ю, фокус-групи.

Глубинное интервью — это качественный метод, применяемый при проведении социологических исследований. Глубинное интервью представляет собой слабоструктурированную неформальную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты. Как правило, такое интервью проводит квалифицированный специалист – социолог, психолог или маркетолог, который ставит перед собой задачу понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.

Метод глубинных интервью может применяться в тех случаях, когда решение задач исследования связано со следующими ситуациями:

  • Интервью предполагает обсуждение личных тем респондента — это, например, состояние здоровья, взаимоотношения в семье, финансовые вопросы.
  • Детализированное понимание сложного поведения связанного с приемом ответственных решений
  • Если в обществе существуют жесткие нормы, предписывающие определенное поведение и определенные взгляды по вопросам, которые предполагается обсуждать. К таким областям обычно относятся родительское поведение, социальные проблемы типа наркомании или проституции, уплата налогов, служба в армии.
  • Необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений.
  • Интервью с экспертами / профессионалами.
  • Когда респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу (пользователи редкой марки, специалисты, деловые люди, которые много времени проводят в командировках).

Существует также несколько специфических обстоятельств, при которых метод глубинного интервью более адекватен, чем фокус-группа:

  • Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
  • Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
  • Когда респондентами являются чиновники, очень богатые, и просто очень занятые, люди. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента или его фирмы.
  • Когда респонденты являются представителями маргинальных или преступных социальных групп.

Глубинные интервью базируются на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера.

Основным инструментом проведения глубинных интервью является опросный лист ГАЙД. Специфика инструментария заключается в том, что в опросном листе преобладают вопросы открытого типа, что позволяет получить наиболее полную и максимально обоснованную информацию от респондента. Исследователь заранее очерчивает определенный круг вопросов, по которым в последствии собирается информация. Единицей для последующего анализа собранной информации является не респондент, а высказывание. Поскольку каждый респондент является носителем многих высказываний, это на порядок увеличивает массив первичных аналитических единиц, делая его статистически значимым, поэтому полная фиксация ответов экспертов носит обязательный характер. Предварительная подготовка гайда сводится к формированию готовности выделить и зафиксировать, с одной стороны, — необычное, специфическое для данной проблемной области, и с другой, — типичные, обыденные, рутинные характеристики, известные из других источников.

Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. Респондент, как правило, получает подарок в качестве вознаграждения за участие в длительной беседе. Среди личных интервью данный метод глубинных интервью является наиболее дорогим.

В методике проведения глубинного интервью можно выделить следующие этапы:

1.Предварительная формулировка проблемы ипостановка задач.

2.Подготовка технического задания напроведение глубинных интервью.

3.Разработка анкеты или гайда.

4.Отбор и рекрутирование респондентов.

5.Подготовка интервьюера- в зависимости от сложности интервью это могут быть наиболее подготовленные интервьюеры или исследователи, часто имеющиеопыт проведения фокус-групп.

6.Подготовка кпроведению интервью (выбор места встречи, подготовка оборудования, закупка подарков идр.).

7.Проведение интервью, возможно с аудио- и/или видеозаписью.

8.Расшифровка стенограммы.

9.Подготовка аналитического отчета по итогам интервью.

10. Сдача отчета заказчику и при необходимости обсуждение результатов.

Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма и личных качеств интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

Тактика исследователя в поле предполагает выбор стратегии, техники интервьюирования, сбор дополнительных видов информации. Полевой этап является основным, наиболее важным, поскольку от взаимоотношений с объектом и от позиции исследователя во многом зависит конечный результат исследования. Здесь можно выделить 2 основных условия успешного интервью:

1. Выбор уместной позиции исследователя – «сочувствующего» участника или стороннего наблюдателя.

2. Установление доверительных партнерских отношений между респондентом и исследователем.

Основным достоинством глубинного интервью является то, что с его помощью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

Недостатки метода связаны со сложностью поиска интервьюеров, так как для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Еще одна сложность состоит в том, что на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, самой слабой чертой этого метода является сложность обработки и интерпретации полученных входе интервью данных, а также высокий уровень материальных затрат.

Вечерний Ургант. MARUV Boosin – Drunk Groove (08.11.2018)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector