В музыкальной практике существуют разные методы изложения музыкальной мысли, именуемые музыкальным складом. Существует два главных склада:
- полифонический склад — все голоса равноправны, и каждому голосу в любую секунду возможно поручена мелодическая функция;
- гомофонный склад — мелодия поручается одному из голосов, а остальные делают подчиненную функцию, в противном случае говоря функцию сопровождения.
Занимаясь аранжировкой, мы значительно чаще будем иметь дело с гомофонным складом изложения. Одной из серьёзных задач аранжировки есть верная гармонизация мелодии. Фактически любую мелодию возможно гармонизовать трезвучиями основных ступеней. Затевать гармонизацию направляться с определения тональности мелодии. Пристально прослушайте мелодию и выясните, в каком ладу она написана, безрадостно — минор, радостно — мажор, в случае если в ней не видятся случайные символы, то это наверняка натуральный лад. В случае если при ключе не стоят символы альтерации, то это смогут быть тональности До мажор либо Ля минор. В этом случае — До мажор (рис. 1.59).
Рис. 1.59. Мелодия для гармонизации:
Попытаемся сейчас проанализировать вероятные аккорды для сопровождения (см. рис. 1.59).
В первом и во втором тактах звучат ноты ми и соль, каковые являются терцией и квинтой тонического трезвучия. Мелодия, в большинстве случаев, начинается с тонической функции, исходя из этого вы имеете возможность с уверенностью поставить под этими тактами аккорд С. В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты, не смотря на то, что имеется два звука (фа и ре), каковые возможно отнести и к субдоминанте. Возможно проверить на слух, что звучит лучше. Мы уверены, что вы остановитесь на доминанте. Следующий, четвертый такт — конкретно тоника. Потом таким же методом разбираем оставшиеся четыре такта. В следствии у вас обязана оказаться следующая гармоническая последовательность: Т — Т — D — Т — S — Т — D — Т либо в буквенно-цифровом варианте: С — С — G — С — F — С — G — С.
Весьма эргономичная форма изложения гармонической сетки — четырехголосная. Она случилась от изложения голосов смешанного хора и записывается на двух нотных станах. Самый нижний голос именуется бас, потом вверх — тенор, альт, сопрано. Вот пример вышесоставленной гармонической последовательности (рис. 1.60).
Рис. 1.60. Гармоническая последовательность:
Для гармонизации используется тесное и широкое размещение аккордов.
При тесном размещении промежутки между тремя верхними звуками не должны быть больше кварту. При широком размещении эти расстояния смогут быть от квинты до октавы. Прошлый пример — узкое размещение аккордов (см. рис. 1.60).
Имеется два метода соединения аккордов: гармонический и мелодический.
- При гармоническом методе соединения неспециализированные звуки соединяемых аккордов остаются на месте, остальные идут в ближайшие, к примеру соединение D — Т (рис. 1.61).
Рис. 1.61. Гармоническое соединение аккордов:
- При мелодическом соединении ни один из голосов не остается на месте, даже в том случае, если имеется неспециализированные звуки, действует второе правило, бас идет в соответствии с ладовой логике, т. е. Т — S — D, остальные голоса — в противоположном направлении (рис. 1.62).
Рис. 1.62. Мелодическое соединение аккордов:
направляться запомнить еще кое-какие правила гармонизации.
- В трезвучиях, при четырехголосном изложении, в большинстве случаев, удваивается главной тон, удвоение может происходить в любом из трех верхних голосов.
- Любой звук мелодии должен быть функционально выяснен, т. е. в состав какого именно аккорда он входит (Т, S, D).
- В случае если этот звук может входить в состав двух либо более аккордов, то необходимо посмотреть вперед, дабы избежать нежелательных последовательностей типа D — S.
- Первым и последним аккордом построения значительно чаще не редкость устойчивая функция — тоника, время от времени, в случае если построение начинается из затакта, это возможно доминанта, реже субдоминанта.
- Повторение аккорда со не сильный доли на сильную долю нежелательно.
- Бас обязан воображать собой волнообразную линию маленького диапазона (в пределах 1,5 октавы).
- Бас не должен допускать подряд двух скачков на кварту либо квинту.
[Гармонизация мелодии] — 03 Трезвучие III ступени