Все обрисованные выше исследовательские способы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию объяснению и измерению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (либо, в крайнем случае, моделируемые в узких и неестественных рамках лабораторного опыта) изюминки и уровни психологического развития.
Применение всех этих способов не предполагает задачи значительного трансформации наличного предмета изучения, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особенных, формирующих способов.
К формирующим исследовательским способам в психологии относятся разные разновидности так именуемого социального опыта, объектом которого выступает определенная группа:
преобразующий опыт,
психолого-педагогический опыт,
формирующий опыт,
экспериментально-генетический способ,
способ постепенного формирования и т.п.
Главной и основной чертой всех этих способов есть, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), …не простое констатирование изюминок тех либо иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особенных условиях, что разрешает раскрыть их сущность.
Применение формирующих исследовательских способов связано с перестройкой определенных черт учебно-воспитательного процесса и обнаружением влияния данной перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические изюминки испытуемых. По существу, этот исследовательский способ выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для применения всех других способов психологии.
Формирующий опыт довольно часто употребляется в целях сопоставления влияния разных обучающих программ на психологическое развитие испытуемых.
Формирующий опыт это:
массовый опыт, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом есть минимум — школа, педагогический коллектив);
долгий, пролонгированный опыт;
опыт не для опыта, а для реализации той либо другой общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
опыт комплексный, требующий общих усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И исходя из этого это имеется опыт, протекающий в особенных учреждениях, где все это возможно организовать.
Так, формирующий опыт есть значительной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, первым делом, перестройкой ее методов и содержания, приводящей к значительным метаморфозам хода характерологических особенностей и психического развития испытуемых. Как раз в силу этих собственных черт этот тип исследовательских способов разных отраслей психологии выявляет резервы психологического развития и в один момент конструирует, формирует новые психотерапевтические изюминки испытуемых. Исходя из этого формирующие и обучающие опыты входят в особенную категорию способов воздействия и психологического исследования. Они разрешают направленно вырабатывать особенности таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
В заключении нужно подчернуть, что в ходе развития психологии изменяются не только понятия и теории, но и исследовательские способы: они теряют созерцательный, констатирующий темперамент, становятся формирующими либо, правильнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского способа в экспериментальной области психологии делается формирующий опыт.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии содержится в особенной консолидации всех исследовательских способов, результатом которой есть образование нового комплекса исследовательских способов — формирующего опыта.
Формирующие способы в психотерапевтическом консультировании