Книжные стили 4. Разговорный стиль
1. Научный 2. Официаль- 3. Публици-
стиль но-деловой стический
стиль стиль
П о д с т и л и:
а) академи- а) законо- а) газетно- а) разговорно-
ческий дательный, журнальный, деловой
(собствен- б) админи- б) радио-, б) разговорно-
но-научный, стративно- тележурна- бытовой
б) научно- канцеляр- листский, в) разговорно-
учебный, ский, в) оратор- фамильярный
в) научно- в) диплома- ский
популярный тический
5. Литературно-художественный стиль
П о д с т и л и:
а) прозаический,
б) драматургический,
в) поэтический.
Речь как результат деятельности представляет собой речевое произведение (высказывание, текст).
Текст —цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений-высказываний, связанных между собой семантически и грамматически. Он характеризуется: 1) смысловым единством составляющих его частей; 2) грамматической связностью компонентов; 3) их композиционным единством, которое отражается с помощью абзацного членения, опорных слов и словосочетаний, связующих компонентов, отражающих причинно-следственные связи между частями текста; 4) завершенностью, то есть предметно-смысловой исчерпанностью; 5) коммуникативной целостностью — подчиненностью всех языковых средств замыслу автора; 6) соотнесенностью содержания речи с действительностью (объективной модальностью) и наличием концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идее (субъективной модальностью).
При работе с текстом следует поставить себе несколько важных вопросов:
1. О чем хотите рассказать?
2. С какой целью и для кого создается речевое произведение?
3. Как (чем) Вы можете заинтересовать читателя или слушателя?
4. Какова главная мысль, объединяющая весь текст?
5. Каковы основные этапы развития событий (или основные моменты в описании),
6. Какова композиция текста, его строение (на какие составные части делится текст): а) как он начинается? б) как заканчивается (возможна ли другая концовка)? в) как, с помощью каких языковых средств, соединяются части (начало, основная часть и концовка — заключительная часть)? г) связаны ли между собой начало и окончание текста? д) как соотносится заглавие текста с его содержанием и особенно с его заключительными словами?
7. Целостен ли текст с коммуникативной точки зрения: нет ли в нем случайных фактов, средств, не обусловленных замыслом автора?
По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи): описание, повествование, рассуждение.
Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.
Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.
Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.
Определение — функционально-смысловой тип речи (текста), точно раскрывающий содержание понятия, в сжатой, обобщённой форме называя основное содержание понятия, его родовые и видовые признаки. Определение требует чёткого, логически последовательного построения, включает в себя 4 основных элемента: 1) определяемое понятие, 2) то, что говорится об определяемом, 3) родовой признак, то есть качество, присущее ряду родственных предметов или явлений, в число которых входит определяемое, 4) видовое отличие — качество, характерное только для данного (определяемого) понятия (См.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998. С. 326-327).
В речевых произведениях (устных или письменных текстах) часто встречается объединение нескольких функционально-смысловых типов речи.
Научный стиль обслуживает научную, учебную сферы общения, разнообразные отрасли научных знаний (точные, естественные, гуманитарные), область техники и производства. Адресатами научной речи являются специалисты, читатели / слушатели, подготовленные к восприятию научной информации.
Объект научного исследования — то явление, которое изучается.
Предмет исследования — та сторона (часть) объекта, на которую направляется внимание исследователя.
Цельнаучного труда — изучение фактов, явлений действительности, их объяснение, выявление закономерностей.
Задачи научного труда:
1) доказательство определенных положений и гипотез;
2) выявление новых, еще неизвестных науке фактов;
3) их последовательное описание, аргументация, обоснование;
4) систематизация научных данных и др.
Основные функции научного текста: 1) информативная — функция сообщения объективной информации в области научного знания; 2) познавательная; 3) коммуникативная.
Стилеобразующие черты текста научного стиля:
1) информативная насыщенность;
2) сжатость изложения содержания (компрессивность);
3) конкретность;
4) объективность, бесстрастность изложения;
5) логическая строгость и доказательность выдвигаемых положений;
6) последовательность изложения, упорядоченность частей.
Общие языковые особенности научного произведения:
1) смысловая точность, однозначность;
2) строго нормированный литературный язык изложения;
3) стилистическая однородность языковых средств;
4) безличный, обобщенно-отвлеченный характер изложения;
5) безобразность (научный текст рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие)
6) установленные стандарты.
В научной речи используются разнообразные языковые средства:
1. Лексические средства:
1) насыщенность терминами (математическими, философскими, из области медицины, лингвистики и т. д.) — 15-20% всей лексики текста;
2) большое количество книжно-письменных слов (доказательство, определять, динамика, статистический, обладать, являться, считаться, существовать);
3) преобладание абстрактной лексики над конкретной (развитие, движение, деятельность, мышление, отражение, фактор, отношение, проявление);
4) употребление слов в прямых, конкретно-предметных (номинативных) значениях;
5) отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, лексики ограниченного употребления и т. д.
2. Фразеологические средства:
1) составные научные термины — научная фразеология (сложное синтаксическое целое, функциональная стилистика и т. д);
2) речевые клише для выражения логических связей, последовательности изложения (дать возможность…, как показывают (свидетельствуют) данные, резюмируя сказанное, докажем от противного, представляет собой…, включает в себя…, состоит из…, заключается в…, относится к… и др.);
3. Словообразовательные средства:
1) широкое использование суффиксов существительных со значением признака, движения, состояния, изменения: -иj, — ниj, -ениj, -ость, -изм, -к, -циj, -фикациj и др. (стабильность, изменение, стратегия, коррекция);
2) активное использование суффиксов –ическ, -альн, -тельн, -ен, -н- для образования отыменных прилагательных (исторический, интеллектуальный, сомнительный, принципиальный);
3) образование сложносоставных слов (историко-культурный, древнерусский);
4) использование заимствованных словообразовательных элементов: приставок (анти-, де-, ир-, ре-, супер-, квази-), корней (авто-, теле- и др.);
4.Морфологические средства:
1) преобладание имени над глаголом;
2) частотность существительных со значением признака, действия, состояния;
3) частотность форм Р. падежа существительных;
4) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного;
5) цифровое обозначение числительных;
6) употребление формы 3 лица глаголов наст.вр. во вневременном значении;
7) отсутствие повествования от 1 лица ед. ч. (вместо формы 1л. ед. ч. (я, мной, мое) употребляется форма 1л. мн. ч.: мы, нами, наше и т.п.);
активность страдательных глаголов;
9) широкое употребление причастных и деепричастных форм (в письменной речи);
10) широкое использование кратких страдательных причастий (изучен, рассмотрены, описана и т. д);
11) использование наречий (затем, отсюда, далее, обычно и др.);
12) активность предложных сочетаний, большое количество предложно-именных сочетаний (в течение…, в продолжение…, вследствие…, благодаря…, в отличие…, в связи с…, в силу…, в свете…, в отношении…и др.);
13) использование составных союзов, союзных сочетаний (несмотря на…, в то время как…, тогда как…, между тем как…, вследствие того, что…, благодаря тому, что…, в связи с тем, что…).
5.Синтаксические средства:
1) преобладание простых распространенных предложений (средний объем предложений 10-12 слов);
2) активность составного именного сказуемого;
3) активное использование страдательных конструкций;
4) использование односоставных предложений: неопределенно-личных, безличных;
5) активность предложений, осложненных: а) однородными членами предложения, б) обособленными членами;
6) широкое использование вводных слов и словосочетаний (во-первых, во?вторых, по-видимому, с одной стороны, безусловно, несомненно, напротив, итак, таким образом, следовательно и др.);
7) возможность уточняющих, вставных конструкций;
цитаты;
9) распространенность сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
10) частотность конструкций с причинно-следственными отношениями;
11) рубрикация текста;
12) четкое построение абзацев.
В научном стиле выделяют: 1) собственно-научный (академический), 2) научно-учебный, 3) научно-популярный подстили.
1.Собственно-научный (академический) подстиль ориентирован на специалистов, характеризуется академическим изложением:
— логической стройностью,
— четкой системой аргументации,
— максимальной информативной насыщенностью известными и новыми для науки данными, — систематизацией научных фактов и явлений,
— насыщенностью специальной терминологией.
Основными жанрами собственно-научного подстиля являются монография, статья в научном журнале, тезисы, научная рецензия.
2.Научно-учебный подстильориентирован на обучение, подготовку будущих специалистов, характеризуется:
— развернутой системой аргументации, цель которой — обосновать что-то уже известное в науке,
— целенаправленной систематизацией материала с целью обучения будущего специалиста языку данной научной дисциплины,
— развернутыми определениями понятий (дефинициями),
— различными приемами представления (презентации) научных понятий и обучающего комментария научных определений и терминов, новых для читателя или слушателя и важных для понимания и ясности изложения,
— логическими подчеркиваниями, активизирующими внимание читателя или слушателя, направляющими, организующими его мыслительную работу.
Жанры: учебник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция и т. д.
3.Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам, широкому кругу читателей, слушателей, то есть на популяризацию научных знаний.
Характеризуется:
— научной достоверностью, адекватностью описания научных понятий и явлений,
— доходчивостью, понятностью научной информации для неспециалистов,
— включением в изложение разнообразных средств выразительности.
Жанровые разновидности: энциклопедия, справочник, научно-популярная брошюра, статья в научно-популярном издании.
Тезисы — краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (или анализируемого текста) в виде его основных, сжато сформулированных положений, выводов и их обоснования. Это позволяет обобщить изучаемый материал, раскрыть содержание научной работы, глубже разобраться в ней, понять ее.
По структуре тезисы бывают: а) простыми, представленными только констатацией основных положений; б) сложными, в которых констатация положений подкрепляется положениями, развивающими констатирующие тезисы (констатирующие + развивающие положения).
По форме изложения встречаются тезисы:
а) представленные лишь в виде отдельных абзацев без их нумерации или
б) пронумерованные.
Среди тезисов, составляемых на основе чужого текста, могут быть:
— дословные — записанные в виде цитат (авторских высказываний) или
— адаптированные автором тезисов с сохранением стиля и оригинальности суждений автора, формы его высказываний.
При составлении тезисов необходимо помнить, что в них:
1) излагаются только основные понятия и положения исследования в лаконичной — краткой, емкой и четкой форме;
2) приводится минимум фактов и примеров (или не приводится вообще);
3) не допускается перенасыщения цифровыми материалами, графиками, схемами;
4) требуется смысловая и грамматическая связность тезисов между собой, переходы от одного к другому;
5) объем тезисов — от 1,5 до 5 стр. машинописного текста.
Перед написанием тезисов рекомендуется:
а) прочитать неоднократно текст;
б) разбить его на отрывки, в каждом из них выделить главное и на его основе сформулировать тезис;
в) привести примеры, факты, подтверждающие эту мысль;
г) по окончании работы сверить тезисы с первоисточником;
д) при необходимости внести дополнения, исправления.
1. Конспект — это последовательная запись (фиксация) информации, обдуманной и отобранной в процессе чтения, самостоятельной работы.
Такая форма записи научного материала способствует наилучшему запоминанию излагаемого. Составление конспекта требует активного мышления, творческого отношения к изучаемому материалу, вопросу, глубокого осознания основной мысли (идеи) научного сочинения, соотнесения нового материала с уже имеющимися фактами, знаниями. Материалы конспектов используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачетам, экзаменам, докладам, при подготовке разнообразных научных справок, для быстрого восстановления в памяти прочитанного или прослушанного научного материала, для его обобщения.
Существует несколько видов конспектов:
— в виде плана — конспект, в котором каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта;
— текстуальный конспект — конспект, состоящий из цитат, взятых из текста;
— свободный конспект — конспект, сочетающий выписки, цитаты, тезисы;
— тематический конспект — конспект, содержащий материал из разных источников по какому-либо одному вопросу, одной теме;
— конспект-схема — конспект, содержащий запись прочитанного в виде схемы: от общего понятия к его частным составляющим (сверху вниз или от центра в стороны).
Составными компонентами свободного конспекта являются:
1) план научного текста (без точного, тщательно продуманного плана нельзя составить хороший конспект);
2) тезисы: по сути конспект — это тезисы в расширенном виде, дополненные иллюстративным материалом (конкретным фактами, цифрами, которые могут быть представлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т. п.);
3) различные выделения самых важных мест (подчеркивания, изменения шрифта, пометы, замечания на полях (N/B; !; !!!; ? и т. д)).
Конспект постоянно можно дополнять новыми записями, пояснениями — не случайно для это используются широкие поля.
2. Рецензия —это критический отзыв о конкретном произведении (а также — любом другом факте, событии, фильме, спектакле и т. п.), его разбор, оценка, в которой дается анализ важности, актуальности представленного материала, оценивается его идея и качество изложения. Излагая идеи, доказательства, выводы, содержащиесяв произведении, автор рецензии высказывает свое отношение к ним, дает критическую оценку, делая в заключении свои выводы по поводу рецензируемого материала.
Реферат — композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Составными частями реферата являются: 1) общая характеристика текста (формулировка темы, фамилия и инициалы автора, выходные данные); 2) описание основного содержания произведения; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат.
Библиографический аппарат составляют:
а) библиографический указатель — список использованной литературы— в алфавитном порядке: русскоязычные издания, затем — издания на иностранных языках, список интернетресурсов),
б) библиографические ссылки — описание источников фактических данных.
Цитата — это дословная передача чужого высказывания, без искажений мысли автора, выдержка из какого-л. произведения, которая может использоваться:
– для подтверждения своей мысли,
– для более яркого выражения своих мыслей,
– для ознакомления слушателей или читателей с мнением авторитетного лица,
– для того, чтобы передать особенности языка исходного текста при его изложении.
Уроки русского Стили речи