Функциональные стили и их взаимодействие

В русской филологии учение о стилях опирается на идеи М.В. Ломоносова, изложенные в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке». Знаменитая теория трех штилей построена на выделении разнотипной XVIII века. М.В. Ломоносов выделил три типа слов («три рода речений»): общеславянская лексика; церковно-славянская, понятная всем грамотным людям; лексика восточно-славянская, или собственно русская. Не были включены в число «родов речений» архаичные старославянизмы и русское околожаргонное просторечие. Необходимо отметить, что теория трех штилей включает в себя помимо членения словарного состава языка и речевое применение лексики. Данная теория находит свое отражение и в современном взгляде на стиль, понимаемый как «часть» словарного состава или «участок» языковой структуры.

Позднее проблемы стиля рассматривались Л.В. Щербой, Г.О. Винокуром. Цельная концепция стилей появляется в 50-60–е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой, А.Н.Гвоздева, А.И. Ефимова, Ю.С. Сорокина и других ученых. Общим в этих работах является признание функциональной природы языковых стилей, их связи с функциями языка, ситуациями общения и видами человеческой деятельности.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере [ЛЭС, с. 567]. Наличие функциональных стилей связывают также с различием функций, выполняемых языком. К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания, социальных отношений, виды производственной и другой деятельности. Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частое лицо, официальное лицо, государственное учреждение и т.п.), адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и др.

Таким образом, функциональные стили проявляются в речи и представляют собой совокупность единиц различных языковых уровней и различной стилистической окраски, обслуживающих данную сферу общения.

Характеристика функциональных стилей строится на основе экстралингвистических (сфера и задачи общения и т.д.) и собственно лингвистических (стилистическая дифференциация языковых единиц) факторов.

Классификация функциональных стилей

Разные подходы в классификации функциональных стилей объясняются тем, что одни ученые выделяют стили, опираясь на функции языка, другие – на сферу употребления.

В отечественном языкознании одна из первых попыток выделения стилей на основании языковых функций была сделана А.М. Пешковским, который противопоставлял «основной цели всякого говорения – сообщения мысли» добавочные, т.е. «воздействие на воображение слушателя и возбуждения в нем эстетических переживаний (художественная речь), воздействие на волю его (ораторская речь, рекламная речь), облегчение ему понимания сказанного (лекторская речь, популяризация)» [Цит. по: Барлас, с. 44-45] и т.д.

Классификацию функциональных стилей на основе сферы употребления языка предложила М.Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов:

1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство, право и т.д.; сюда входит и специфический характер (тип) мышления – отвлеченно-обобщенный или конкретный, а также форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т.д.) в целом определяют тематику и содержание речевых высказываний, а также состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля.

2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи (в широком смысле: очерк, рассказ, повесть, монография, учебник, научная статья, лекция, диспут, собрание и т.д.), вид науки, способ изложения (описательный, повествовательный, рассуждающий, полемически-критический)) определяют разновидности стиля, подстили.

3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи – высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта – двусторонний или односторонний).

Помимо названных факторов можно отметить следующие: выражение авторской позиции (степень объективности или субъективности изложения), проявление авторской индивидуальности.

Все указанные факторы оказывают влияние на характер речи, но их воздействие на формирование стиля неодинаково. Наиболее значимы в плане стилеобразования форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые становятся основой классификации функциональных стилей.

В современном русском языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь; особое положение в системе стилей занимает язык художественной литературы.

Системность каждого стиля заключается в том, что языковые единицы разных уровней взаимосвязаны на основе единой цели – обслуживания определенной сферы общения.

Вопрос о положении художественного стиля среди других функциональных стилей решается неоднозначно. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые ученые считают его функциональным стилем (Р.А. Будагов, М.Н. Кожина и др.), другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится с национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты (см. Приложение Б).

Необходимо отметить, что в языковой действительности функциональные стили взаимодействуют, границы между ними подвижны, элементы одного стиля могут проникать в другой, появляются переходные жанры. Однако, как правило, в тексте, являющемся результатом взаимодействия стилей, один стиль выступает главным, а некоторые особенности других проявляются на его фоне. Всякий текст создается в соответствии с функционально-стилевыми нормами конкретного стиля, но при этом в нем могут отмечаться черты, нетипичные для стиля в целом.

О тесной связи культуры речи и умения пользоваться функциональными стилями пишет Б.Н. Головин: «Одной из задач науки о речевой культуре становится понимание и описание воздействий стилей языка и стилей речи на коммуникативные ее качества» [Головин, с. 265]. Связь между коммуникативными качествами речи и стилями языка представлена им в виде матричной таблицы, дающей ответы на вопросы: «Поддерживает ли стиль коммуникативное качество?» и «Нуждается ли коммуникативное качество в стиле?».

Функциональные стили. Научный стиль — Говорим правильно

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector