Функциональная модель языка

Таковы кое-какие предпосылки деятельности говорящего, уже заложенные в него биологической природой и поддерживаемые технической цивилизацией. Вместе с тем он как отправитель информации — это не техническое устройство, не животный организм, а Человек.

В собственной деятельности любого рода говорящий / пишущий выступает как неповторимая личность (индивидуальность). В речевом и текстовом общении любой его субъект предстаёт как Языковая личность. Как раз по произведениям языковых личностей мы можем делать выводы о том либо другом языке как языке данного народа, данного социального слоя и данной региональной группы. Из них мы черпаем знания об изюминках языка той либо другой исторической эры.

Во многом деятельность говорящего предопределяется принадлежностью к определённому сообществу людей, к определённой расовой, этнической, языковой, поло-возрастной, конфессиональной, социально-имущественной, опытной, политической группе.

Она характеризуется кроме этого его личными анатомо-физиологическими и психотерапевтическими изюминками, местом долгого проживания, уровнем квалификации и образования, родом занятий, его личной ориентацией на социально-значимые этические нормы и культурные ценности.

При всей собственной неповторимости говорящий неразрывно связан с тем этносоциокультурным целым, частью которого он есть. Он говорит на языке собственного коллектива.

Основное требование к участникам общения — они должны в достаточно хорошей степени владеть языком как комплектом конвенциональных правил кодирования — декодирования смыслов и комплектом прагматических правил, снабжающих взаимопонимание и взаимодействие коммуникантов. Это относится и к родному, и к неродному языку.

Тот либо другой язык дан в единстве его функциональных свойств и конкретных строевых. Не следует настаивать на приоритете или формального, или функционального подхода к языку. Их разграничение есть скорее методическим приёмом.

С уровневыми моделями языковой совокупности читатели имели возможность познакомиться ещё во многих университетских книжках по курсу Введение в языкознание. В моделях структурной лингвистики предложение относится к верхнему, синтаксическому уровню. В генеративных моделях предложение рассматривается как продукт работы синтаксического компонента языка, что позже подвергается семантической и фонетической интерпретации.

Функциональное описание языка предполагает обращение к иным теоретическим моделям в отличие от тех, каковые употребляются представителями формального (уровневого) подхода. Высказывание не строится путём нанизывания слов, как и слова не строятся из фонем.

Более предпочтительным будет второй порядок чёрта частных совокупностей, образующих язык в целом, в частности в направлении от тех систем (компонентов), каковые снабжают получение коммуникативного задания и начальную обработку смысловой информации, к компонентам, каковые отвечают в конечном счете за реализацию высказывания в звуковой форме.

Автором предлагается вариант функциональной (“трудящейся”; лат. functio свидетельствует ‘выполнение, совершение’) модели, по сути дела, модели говорящего (“активная грамматика”, по Л.В. Щербе).

Предлагаемая модель включает в себя компоненты: прагматический (в случае если в данной теории принято вычислять данный компонент частью языковой совокупности), семантический, синтаксический, номинативный (лексический), морфологический, фонолого-фонетический.

В языке как функциональной совокупности вначале трудятся семантическийи прагматическийкомпоненты. Они несут ответственность за формирование исходной смысловой структуры высказывания,

(а) обрисовывающего соответствующее положение дел и

(б) высказывающего определённую коммуникативную интенцию говорящего с ориентацией на особенности контекста данного конкретного речевого акта.

После этого информация, обработанная семантическим и прагматическим компонентами, поступает на вход синтаксическогои номинативногокомпонентов. Они предоставляют возможность подбора соответствующей синтаксической конструкции и заполнения в ней позиций соответствующими лексическими единицами.

Потом включается морфологическийкомпонент. На него ложится задача образования соответствующих словоформ путём трансформации исходных словоформ.

На последней ступени включается фонолого-фонетический компонент, что несёт ответственность за интонационную, слоговую, фонемно-звуковое исполнение и аллофоническую проработку высказывания.

Эта модель создаёт не предложения, а высказывания.

В построении предложения участвуют средства грамматические (синтаксические и морфологические), лексические, фонологические (в частности просодические, интонационные) и семантические. Значение предложения складывается из значений и значений слов грамматических средств, образующих синтаксическую структуру предложения.

А высказывание для простоты возможно представить формулой «предложение плюс прагматическая функция, заданная ему говорящим».

Языковая совокупность трудится поэтапно. Предшествующие компоненты передают задания на вход следующих компонентов.

Но между компонентами вероятна прямая, яркая сообщение (независимо от их контактного либо дистантного размещения относительно друг друга). Так, команда о подборе средств для выражения прагматического значения времени в той либо другой временной грамматической форме передаётся прагматическим компонентом конкретно морфологическому (в случае если этот язык владеет грамматической формоизменительной категорией времени). Команда о воплощении значения вопроса возможно передана прагматическим компонентом конкретно фонологическому. См. схему 3-2:

ЯЗЫК — зеркало ОРГАНИЗМА! Определи о ПРОБЛЕМАХ, дабы избежать последствий

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector