Функции жанра

Наровне со своеобразным пониманием функциональности, относящимся к гармонии и ладу, в отечественной музыковедческой литературе во второй половине XX в. начали фигурировать более широкие представления о функциях, охватывающие самые различные стороны музыки1. В общих чертах они сводятся к следующим достаточно несложным и отвечающим здравому смыслу положениям:

1) функция – это роль, делаемая тем либо иным компонентом в рамках конкретной совокупности, в которую он входит;

2) функция определяется, во-первых, расположением того либо иного компонента в структуре данной совокупности, а во-вторых, его собственными талантами и возможностями.

1 О функциях жанра см.: Березовчук Л. Музыкальный жанр как совокупность функций // Неприятности музыкознания. Вып. 2. Л., 1989. С. 95–122. К сожалению, создатель статьи допускает последовательность значительных и досадных неточностей как в том, что касается истории вопроса, так и в самой систематике функций, что не разрешает нам использовать тут материал данной статьи.

Вправду, размещение оперной увертюры в начале представления, в то время, когда шум в театре еще не затих, в то время, когда публика рассаживается по своим местам, выяснять отношения, разглядывать театральную люстру и знакомиться по программкам с составом действующих лиц и выполнителей, в то время, когда аплодисменты встречают показавшегося на своем возвышении известного дирижера, – само это расположение увертюры накладывает на музыку обязательство призвать аудиторию к вниманию и настроить ее на соответствующий опере эмоциональный модус, дать представление об главных музыкальных образах. Реализации этих обязанностей отвечают изюминке самой увертюры – к примеру, замечательные фанфары, сменяющиеся неожиданным pianissimo, заставляющим публику вслушиваться и подготавливающим появление главных оперных тем в оркестровом, инструментальном варианте.

Роль колыбельной – убаюкать дитя – обеспечивается особым, завораживающим слух характером мелодии и ритмики. Функция националенного гимна – привести к чувству патриотизма, единения и эмоционального подъёма – обязывает композитора отыскивать соответствующие этому музыкальные средства.

Всемножество функций,делаемых той либо другой совокупностью жанров, конкретным жанром либо его отдельными компонентами, возможно условно поделить на три группы.В первую войдут коммуникативные функции, которые связаны с организацией художественного общения. Вторая объединит в себе тектонические функции, относящиеся к строению жанрового целого, в первую очередь к музыкальной форме. направлятьсятью группу образуют семантические функции. По большому счету, в также&;стом виде жанровые функции не существуют. Они образуют целостный комплекс, но любая из них может выходить на первый замысел. Это и дает нам возможность разглядеть их отдельно, начав с коммуникативных функций.

Жанр, как типовая модель произведения, как канон в народной музыке, определяет в общих чертах условия общения, роли участников в нем – в противном случае говоря, структуру коммуникации.

Коммуникативный контекст, в котором звучит музыка, не есть, конечно, раз и окончательно установленной схемой. Меняются число выполнителей и слушателей, формы музицирования, цели, потребности, функции участников. Вариантов тут возможно довольно много. И все же во всех вариантах сохраняется костяк обычной для жанра коммуникативной структуры. Она складывается из пространственных условий

сети и музицирования разнообразных взаимоотношений, связывающих музыкантов и слушателей. К значительным моментам относится характер членов и число коммуникации их участия в общении, и жизненный контекст (сиюминутный, социальный, исторический).

Остановимся сперва на, казалось бы, чисто внешних для жанра физических чертях пространства, в котором звучит музыка. Количество звукового поля, звуковые характеристики отражения и поглощения звуков, время реверберации (послезвучания, гулкости) интуитивно, а время от времени и сознательно учитываются поющими, играющими.

Так, узкая нюансировка и предельное pianissimo немыслимы в военном марше, вычисленном на громадные открытые пространства. Узорчатая фактура и мелизматика клавесинных пьес, исполнявшихся в залах, гостиных, пропадала бы в гулких храмах с высокими сводами из-за большой реверберации. Большая скорость чередования звуков и гармоний зависит от времени послезвучания. Чем оно больше, тем тяжелее различать краткие ритмические длительности. Для каждого жанра свойственны собственные пространственные особенности. Оркестр, занимающий громадную сценическую площадку, сталкивается с практически непреодолимой трудностью в создании синхронного ритмического перемещения, поскольку скорость распространения звука не мгновенна, и исходя из этого звуки от разных участников ансамбля смогут приходить в ту либо иную точку зала в различное время, даже если они были забраны одновременно. В малом ансамбле (дуэте, трио, квартете) ритмическая слитность уже по одной данной причине достигается легче. В ходе исторической эволюции соответствующая требованиям жанра музыка как бы приспосабливалась к пространственным условиям выполнения и в известной мере определялась ими.

Второй стороной жанровой коммуникативной ситуации, от которой зависят многие черты жанра, есть число участников коммуникации и характер их участия в художественном общении. Особенно ответственны взаимосвязи трех лиц, вернее абстрактно выделенных участников коммуникационной цепочки, характерной для опытной музыки, – композитора, исполнителя и слушателя. В концертных жанрах они для восприятия четко разграничены – это различные лица. В театральных жанрах, в опере, балете помимо этого появляется и четвертое лицо – персонаж, храбрец. Исполнитель играет роль, но остается исполнителем, известным публике, заявленным в театральной афишке. Слушатель, замечая поведение Су-

санина на сцене, очевидно различает в нем глинкинское, с одной стороны, и исполнительское (к примеру, михайловское) – с другой. Сам же он – слушатель – остается соучастником действия, но посторонним, т.е. как раз зрителем.

В концертных жанрах, в симфонии, сонате, также имеется герой – лицо, которое «повествует». Но значительно чаще это лицо замещается в сознании слушателя исполнителем, либо автором, либо дирижером, являющимся, по выражению К. Дальхауза, «наместником композитора».

В массово-бытовых жанрах слушатель и исполнитель, довольно довольно часто, одно да и то же лицо. Песни в быту поют в большинстве случаев для себя, а не для аудитории. С этим, кстати сообщить, связана «положительность» образов бытовой музыки. В случае если в опере, в симфонии смогут быть отрицательные персонажи, гротеск, то в бытовой лирической песне слушатель-исполнитель, высказываясь от себя, не хочет ощущать себя ничтожеством, уродом, отрицательным типом. И только в игровых и повествовательных песнях смогут видеться отрицательные персонажи.

В культово-обрядовой музыке исполнители-профессионалы и слушатели поделены. Но содержанием ее помогают соборные эмоции и мысли всех присутствующих.

При анализе жанровой коммуникативной обстановке возможно для большей наглядности пользоваться графическими схемами, показывающими расстановку участников музыкальной коммуникации (рис. 1). Приведем коммуникационные схемы серенады (под балконом возлюбленной), народного хорового пения, концерта и конкурсного выступления, ранее обрисованные автором в книге о психологии музыкального восприятия.

Уже анализ приведенных схем показывает кое-какие особенности жанровых типов. В первой – слушательница одна, во второй слушателями являются сами певцы. Схема сольного концерта фиксирует факт выступления одного выполнителя перед громадной аудиторией, что выделяет состраницы, создает воздух восторга его игрой. В последней – не считая исполнителя и публики имеется еще жюри, а за кулисами соперники конкурсанта. Следствия бессчётны. Слушатель превращается в судью, соперничающего с участниками жюри, жюри испытывает давление зала, исполнитель – давление соперников. Борьба оценок и мнений – один из компонентов атмосферы конкурса1.

микролекция — функция жанра

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector