Формы представления результатов исследования

Завершением любой исследовательской работы есть представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. направляться различать две главные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – помогает чтобы студент, аспирант либо соискатель, представив собственный научное изучение, взял документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, методу их представления и оформления результатов изложены в положениях и соответствующих инструкциях, принятых учеными рекомендациями.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные на протяжении исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов в большинстве случаев происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные предположения. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием осознаёт любую форму представления информации о взятых в изучении итогах.[98]

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, обращение), символическая (символы, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – самый распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это в первую очередь текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. В большинстве случаев представление результатов научного изучения есть текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки запрещено строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения снова открытых сторон действительности. Но в отличие от обыденного потребления любой научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п. Тут грань между научной и обыденной терминологией очень узка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Основное требование к научному тексту – логичность и последовательность изложения. Создатель обязан по возможности не загружать текст излишней информацией, но может применять метафоры, примеры, чтобы привлечь интерес к очень значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста либо повседневной речи весьма клиширован – в нем преобладают обороты и устойчивые структуры (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов очень серьёзна, потому, что внимание читателя не отвлекается на литературные изыски либо неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы в действительности играются ключевую роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Текст складывается из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют главные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некий эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному либо описание метода; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование либо комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста при помощи создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются классическим методом кодирования научной информации. Потому, что геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно разрешает в один момент представить совокупность взаимоотношений между отдельными переменными, исследуемыми в опыте. Информационная емкость геометрического описания весьма громадна.

В психологии употребляется пара главных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных употребляются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, и разные графики.

Начальным методом представления данных есть изображение распределения. Для этого применяют гистограммы и полигоны распределения. Довольно часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения показателя на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты либо относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину показателя (либо попавших в определенный промежуток величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения либо гистограмму, исследователь обязан разбить диапазон измеряемой величины, в случае если показатель дан в шкале промежутков либо взаимоотношений, на равные отрезки. Советуют применять как минимум несколько, но не более десяти градаций. При применения шкалы наименований либо порядковой шкалы таковой неприятности не появляется.

В случае если исследователь желает нагляднее представить соотношение между разными размерами, к примеру доли испытуемых с различными качественными изюминками, то ему удачнее применять диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный количество выборки либо значимость показателя.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются прежде всего графики, воображающие функциональную зависимость показателей. Совершенный вариант завершения экспериментального изучения – обнаружение функциональной связи свободной и зависимой переменных, которую возможно обрисовать аналитически.

Возможно выделить два разных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость трансформации параметров во времени; 2) отображающие сообщение свободной и зависимой переменных (либо любых двух вторых переменных). Хорошим вариантом изображения временной зависимости есть найденная Г. Эббингаузом связь между количеством воспроизведенного материала и временем, прошедшим по окончании заучивания («кривая забывания»). Подобны бессчётные «кривые заучивания» либо «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии довольно часто видятся и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, обрисовывающая зависимость возможности воспроизведения элемента от его места в последовательности (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям последовательность несложных рекомендаций по построению графиков.[99]

1. текст и График должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все нужные обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, наиболее значимые параметры нужно обозначать цифрами.

5. Надписи на осях направляться располагать внизу и слева.

6. Точки на различных линиях принято обозначать кружками, треугольниками и квадратами.

В случае если нужно на том же графике представить величину разброса данных, то их направляться изображать в виде вертикальных отрезков, дабы точка, обозначающая среднее, пребывала на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, каковые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы либо определенного индивида.

При представлении информации с применением топологических черт используются графы. К примеру, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наровне с графами в психологии используются пространственно-графические описания, в которых учитываются отношения и структура параметров между элементами. Примером есть описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Второй вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту либо же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

, если в пространстве показателей выяснена метрика, употребляется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее настоящим координатам в пространстве показателей. Таким методом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, и некоторых вариантов кластерного анализа.

самый важный метод представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) полные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения параметров, использованных при сравнении результатов различных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.

Обычный вид таблиц для представления первичных результатов таков: по строчкам находятся испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки кроме этого сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки разрешённых позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Представление концепции изучения: О.В. Курченкова

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector