(ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА КАК ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Виды деятельности | Научно-педагогическая | Практическая педагогическая (образовательная) | Учебная | Игровая | ||
Формы организации | Научно-исследовательский проект | Педагогический (образовательный) проект | Образовательная программа как учебный проект | Игра | ||
Фазы | Стадии | Этапы | ||||
1. Проекти-рование | 1.1. Кон-цептуальная | 1.1.1. Выявле- ние противоре-чия | Научное несоответствие в практике либо в совокупности научно-педагогиче-ского знания | Несоответствия в практике. Опре-деление главного звена проблем-ной обстановки | Проектирование осуществляется в основном сторонними людь-ми: разработчика-ми содержания образования, ав-торами книжек, учитилями, препо-давателями и т.д. | Подготовительная фаза |
1.1.2. Формулиро-вание неприятности | Научная неприятность как «знание о незнании» | Неприятность как большая практиче-ская задача | ||||
1.1.3. Определе-ние проблематики | — | Проблематика как определение последствий разрешения неприятности для среды, надсистем, систем | ||||
1.1.4. Опреде-ление целей | Определение целей научно-педа-гогического изучения. Цель, в большинстве случаев, детерминирована предметом и проблемой исследо-вания Определение целей проектируемой педагогической (образовательной) совокупности как антипода неприятности: без неприятности нет совокупности. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно | |||||
1.1.5. Выбор параметров | Критерии достоверности научного знания: 1) неспециализированные параметры научности знаний: истинность, интерсубъек-тивность, системность, 2) критерии оценки результатов исследования: пред-метность, полнота теории, ее непро-тиворечивость, интерпретируемость, проверяемость, достоверность, 3) критерии оценки результатов эмперического изучения опре-деляются (как превило) самим ис-следователем на основании опреде-ленных правил. Употребляется кроме этого способ экспертных оценок. Досто-верность результатов подтверждает- ся статистическими параметрами | Критерии эффективности проекта значительно чаще выступают как «ко-личественные модели качествен-ных целей». Критерии устанавли-ваются самими участниками про-екта, быть может, с применением экспертных оценок, но обычно на интуитивной базе. |
Продолжение таблицы 10.3
Виды деятельности | Научно-педагогическая | Практическая педагогическая (образовательная) | Учебная | Игровая | ||
Формы организации | Научно-исследовательский проект | Педагогический (образовательный) проект | Образовательная программа как учебный проект | Игра | ||
Фазы | Стадии | Этапы | ||||
1.2. Моде-лирования | 1.2.1. Построе- ние моделей | Познавательная модель: догадка как предположительное научное знание, как модель вероятного нового научного знания (совокупности знаний) | Прагматические модели как ра-бочие представления будущей пе-дагогической (образовательной) совокупности. Условия предстоящей реализации моделей: 1) ингерентность (согласован- ность со средой); 2) простота модели; 3) адекватность (адекватность цели и параметрам). Способы по-строения моделей: способ сцена-риев; графические способы; способ структуризации; способ дерева це- лей; морфологический способ; де-ловые игры; способ мозгового штурма; способ Делфи; способ си-нектики и др. | Проектирование осуществляется в основном сторонними людь-ми: разработчика-ми содержания образования, ав-торами книжек, учитилями, препо-давателями и т.д. | ||
1.2.2. Оптими-зация моделей | Уточнение, ной и-конкретизация догадки на протяжении исследова-ния. В большинстве случаев, проверяется одна-единственная догадка | Нахождение среди множества вероятных других моде-лей наилучших в заданных усло-виях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость | ||||
1.2.3. Выбор модели (приня-тие решения) | — | Выбор единственной модели для реализации проектируемой совокупности. Способы: экспертизы, в т.ч. суда и методы комиссий, способы сложных экспертиз и др. | ||||
1.3. Конст-руирование | 1.3.1. Деком- позиция | Формулирование задач исследо-вания как целей ответа от-дельных подпроблем в соответст-вии с определенной неспециализированной целью изучения и выстроенной ги-потезой при наличии у исследо-вателя определенной свободы выбора | Процесс разделения неспециализированной цели проектируемой совокупности на отдель-ные подцели-задачи, охватываю-щие с необходимостью целый ком-плекс появляющихся задач. В иерархических совокупностях дальней-шее разделение задач на подзадачи и т.д. — построение дерева целей. |
Разумова Л.П.Педагогика. Л5.Формы организации обучения