В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через методы сотрудничества педагога с обучающимися при ответе образовательных задач. Они решаются при помощи разных дорог управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные разработки, стили, средства и методы обучения.
Ведущими формами организации процесса обучения являются урок либо лекция (соответственно, в вузе и школе).
Одинаковая форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от методов и задач учебной работы. К примеру, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. И проблемная лекция, двоичная, лекция-телеконференция.
В школе, наровне с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, независимая домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная либо независимая работа, зачет, тестирование, собеседование.
В институте не считая лекции применяют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, независимая учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном либо зарубежном институте. В качестве оценки результатов и форм контроля обучения используются зачёты и экзамены, рейтинговая совокупность оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.
Особенности школьного урока:
— урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
— дидактическая структура урока имеет строгую совокупность построения:
— определенное постановка задач и организационное начало урока;
— актуализация нужных умений и знаний, включая диагностику домашнего задания;
— объяснение нового материала;
— закрепление либо повторение изученного на уроке;
— оценка и контроль учебных достижений получающих образование течение урока;
— подведение итогов урока;
— задание на дом;
— содержание урока соответствует образовательному национальному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного замысла;
— любой урок есть звеном в совокупности уроков;
— урок соответствует фундаментальным правилам обучения; в нем преподаватель применяет определенную совокупность средств и методов обучения с целью достижения поставленных целей урока;
— базой построения урока есть умелое применение способов, средств обучения, и сочетание коллективных, групповых и личных форм работы с обучающимися и учет их лично-психотерапевтических особенностей.
Особенности урока обусловлены его местом и целью в целостной совокупности обучения. Любой урок занимает определенное место в совокупности учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.
Типы уроков определяются изюминками основных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок (самый распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), сопоставление и закрепление нового с ранее изученным материалом, исполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, в большинстве случаев, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-изучение. Эффективность урока данного типа определяется уровнем и качеством освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. совершенствования закрепления умений и Урок знаний и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, независимых работ и лабороторного практикума. Большую часть времени занимает закрепление и повторение знаний, практическая работа по применению, углублению и расширению знаний, по закреплению навыков и формированию умений.
4. систематизации и Урок обобщения нацелен на системное повторение больших блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим важное значение для овладения предметом в целом. При проведении для того чтобы урока преподаватель ставит перед учениками неприятности, показывает источники получения дополнительной информации, и практические упражнения и типичные задачи, работы и задания творческого характера. На протяжении таких уроков осуществляется оценка и проверка знаний, навыков и умений обучающихся по нескольким темам, изучаемым в течении долгого периода-четверти, полугодия, года обучения.
5. коррекции знаний и Урок контроля, навыков и умений рекомендован для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности обучающихся использовать собственные знания, умения и навыки в разных обстановках обучения. Он кроме этого предполагает внесение трансформаций в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике смогут быть устный либо письменный опрос, диктант, изложение либо независимое ответ примеров и задач, исполнение практических работ, зачет, экзамен, независимая либо контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются по окончании изучения больших тем и разделов учебного предмета. По итогам итогового урока следующее занятие посвящается анализу обычных неточностей, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.
В школьной практике применяют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.
Лекция. Неспециализированный структурный каркас любой лекции — это формулировка темы, сообщение замысла и рекомендуемой литературы для независимой работы, а после этого — строгое следование замыслу предложенной работы.
В качестве главных требований к чтению лекции выдвигают:
формы обучения и Уровни образования в институте