Формирование языковых понятий

Базой усвоения любой теории (но, и ее практических качеств) являются понятия пой науки. Какие конкретно же понятия необходимы для изучения языковой теории? Отбор языковых понятий — это одна из основных задач методики. Языковых понятий в начальной школе насчитывается более 120, в частности:

общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, обращение, слово, высказывание, предложение, текст, устная обращение, письменная обращение, чтение, письмо, значение слова и др.;

фонетические понятия: звук речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий согласный, глухой согласный, жёсткий согласный либо мягкий, безударный слог (либо гласный), пауза, голос, произношение, звучно, негромко и мн. др.;

понятия графики: буква, строчная и большая буква, точка, запятая, вопросительный символ и пр.;

грамматические: часть речи, имя существительное, глагол, предлог, склонение, члены предложения, сложное и простое предложения и пр.;

морфемики и словообразования: корень слова, приставка, база слова, родственные слова и др.;

лексические: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и пр.;

риторики теории и понятия речи: адресат речи, диалог, спор, обсуждение, произведение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и др.

Понятие — это форма абстрактного мышления, отражающая значительные показатели предметов, явлений. Любое понятие проходит долгий путь формирования, в ходе которого выделяются этапы.

Первый этап — эмпирический. Он предполагает наблюдение, изучение явления, выделение показателей изучаемого объекта, выделение одних и тех же показателей в различных вариантах, обстановках, связях, осмысление этих показателей, отбор тех, каковые выясняются значительными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от вторых предметов. Так, в ходе анализа и чтения слов обучающиеся I класса собирают слова по их значению: одну группу они включают заглавия предметов, веществ, пилений: стол, соловей, песок, ветер. Экспериментируя, они обучаются ставить вопросы к таким словам: кто? что?

В будущем они выявляют у слов этого класса не только сходство значений — предметность, но и другие неспециализированные для них свойства: свойство изменяться по числам (стол — столы), изпоменять наряду с этим форму (звуки/буквы на финише слова), методность в речи связываться с другими словами-действиями (соловей ноет) либо со словами-показателями (желтый песок). Школьники неспешно привыкают к связям между формой слова и его значением. Они в собственной языковой практике, т.е. в речи, пользуются ними словами точно, на базе того языкового чутья, которое выработалось неосознанно в ходе пользования языком еще в дошкольном возрасте, на базе восприятия речи, на базе значения и аналогий формы и их неосознанных обобщений. Постепенно происходит осознание, осмысление языковых правил, ранее использовавшихся в речевой практике ребенка чисто практически.

Длительность эмпирического этапа — этапа накопления наблюдений — неодинакова для различных понятий, по в данном примере с именами существительными — не меньше года: наблюдения накапливаются неспешно, на фоне вторых занятий. В данном случае данный этап сходится с простым курсом первого класса.

Второй этап — теоретический: он предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия, дефиниции. Столь серьёзное понятие, как «имя существительное», во всех книжках русского предусматривает и термин, и определение.

Термин существительное вводится догматически, поскольку состав этого слова слабо ассоциируется с функцией данной части речи. Возможно только обратить внимание обучающихся на то, что обобщает слова, обозначающие существующие предметы. В некоторых вторых терминах содержится более четкое указание на функцию языкового явления: местоимение — употребляется вместо имени, альянс — соединяет слова либо предложения, окончание — конечная морфема.

Определение понятия возможно описательным, функциональным и структурно-логическим. Слова с одним и тем же корнем именуются родственными (однокоренными) — описательное.

Функциональное содержит указание, на роль, выполняемую в речи данной языковой единицей: Альянс помогает для связи ело либо предложений — и даются примеры; Для указания на время деист вия глагол может изменяться по временам, имеет формы прошедшего, настоящего и будущего времени — и в обязательном порядке примеры.

Ниже приводится модель полного структурно-логического определения на примере имени существительного:

Формирование языковых понятий

Определения для того чтобы типа в большинстве случаев ограничиваются 2-3 признаками.

Третий этап — предстоящее углубление понятия, обогащение его новыми показателями, использование понятия в практических действиях. Новых показателей может оказаться большое количество (теоретически данный этап не имеет предела). Так, в отечественном примере понятие «имя существительное», кроме трех названных признаков, получает новые: значения падежных форм, предложное управление, три типа склонения (в вузовском курсе грамматики -5 типов склонения), свойство в предложении делать роль подлежащего и т. д.

Роль практики в углублении понятия: применение имен существительных в речи, изменение форм, словообразование имен существительных, антонимия и синонимия существительных и мн. др.

Необходимо помнить, что понятие — это абстракция, практика ж неизменно конкретна, исходя из этого практика не образовывает новой ступени в формировании понятия. Само понятие рождается из конкретно го факта методом его обобщения.

Языковые понятия имеют высокую степень абстрагирования являются абстракциями двух степеней: языковые понятия строятся на базе слов, но и сами слова также являются абстракциям по отношению к реалиям, к денотатам. Так, в слове стол обобщены показатели, свойства миллионов столов самых назначений и разнообразных видов. Таковой природой языковых понятий объясняются трудности их усвоения обучающимися. В этом смысле грамматика сродни математике.

Остается ввести понятие «степень сформированности понятия».

Так, многие понятия уже в начальной школе проходят все три отец формирования: таковы понятия «предложение», «имя существительное», «суффикс», «глагол» и мн. др. Имеется понятия, прошедшие только два этапа: «наречие». Изучение таких явлений языка ограничивается только неспециализированным знакомством.

Имеется, наконец, понятия, каковые в начальной школе находятся только на начальной стадии формирования: накапливается число наблюдений соответствующего явления в упражнениях. Примером может служить понятие «вид глагола». По-видимому, ни в один учебник начальной школы эта тема не введена. В это же время, младший школьник делает как минимум два вида практических действий. Первый: соотношение временных форм глагола с его инфинитивом: бегу — бежать, бегаю — бегать; второй: употребление видовой пары в речи: Бежал, но не добежал. Практикуется кроме этого словообразование: бежать — убежать, прибежать, забежатъ, перебежать и пр.

Объективизм. Формирование понятий. Л. Пейкофф

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector