Философский спор на патриарших прудах

Весьма интересная тема в учении Крайона — это его представления о потенциальных возможностях человека в управлении своей собственной судьбой и жизнью всего окружающего, и человечества, и природы. Крайон явно приписывает обычному человеку способности, которые в восточном ченнелинге считаются свойственными только Архату — в частности, возможность распоряжаться всеми обстоятельствами своей судьбы по своей воле. Как мы видели, даже негативные обстоятельства жизни человека, по мнению Крайона, планируются им самим — точнее, его Высшим Я.

Крайон постоянно утверждает, что все люди доброй воли — не что иное, как «замаскированные ангелы», как он это называет. При этом он ссылается на «множественность частей» человека:

«Мы рассказывали, как много вас разбросано во Вселенной, но вы этого не осознаете. Не все вы находитесь в коже, которой дали имя и называете Человеком. Кусочки и фрагменты вас пребывают на другой стороне завесы — те, о которых вы никогда не знали, что они у вас есть. Мы объясняли, что так должно быть. Как вы думаете, кто «наверху» планирует все это? (Все смеются) Вы! Как вы думаете, что такое со-творение? Как вы думаете, что такое син- хронистичность? Это планирование между Человеческими Существами и Высшими Я Человеческих Существ на межпространственном плане. Понимаете ли вы, что являетесь чьей-то синхронистич- ностью? Так должно быть»1.

В этих взглядах можно усмотреть лишь нечто общее с учением о человеке, переданным миру восточной эзотерической традицией задолго до появления на свет Ли Кэрролла. Но только нечто.

Попробуем сравнить взгляды западного и восточного ченнелингов.

Что касается самого понятия множественности, то по-русски было бы проще назвать это многомерностью природы человеческого существа. Суть этого явления заключается в том, что — как совершенно верно говорит Крайон — человек — это не только нечто, «находящееся в коже», то есть наше физическое тело. Это еще и наши невидимые тонкие тела и наше бессмертное духовное начало, душа-сознание. Именно эти-то «кусочки», выражаясь языком Крайона, и пребывают «по ту сторону заве-

сы» — то есть в иных измерениях, практически неосознаваемых нами. Соответственно, наше высшее духовное Я существует на сверхсознательном для нашего рассудка уровне, как бы независимо от сознания-рассудка. С этим можно согласиться. Но вот может ли оно само все планировать и заранее предопределять все обстоятельства нашей жизни (даже будущие несчастья), как уверяет Крайон — это большой вопрос.

Вспомним созданный фантазией Булгакова интересный спор на Патриарших прудах между Боландом и двумя советскими литераторами — редактором Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным. Их спор о том, может ли сам человек управлять своей жизнью и судьбой, имеет прямое отношение к рассматриваемой нами проблеме о реальном «Круге энергии» (а по совместительству — и возможностей) человека, которого Крайон считает «замаскированным ангелом». Самое смешное, что в данном вопросе многомерный и духовный Крайон занимает позицию, фактически аналогичную той, которую в романе Булгакова занимали советские литераторы — убежденные атеисты и материалисты! Как вы помните, Берлиоз и Бездомный выразили уверенность в том, что человек управляет своей судьбой и судьбами других людей исключительно сам, без вмешательства какой-либо сверхчеловеческой силы. Между тем Воланд задал советским гражданам вполне резонный вопрос… Впрочем, приведем его здесь:

«Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на

земле?

— Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, — и вот ваше управление закончилось! (…) А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком. (… )

— Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»[66].

Впрочем, Крайон, судя по всему, едва ли согласился бы с вполне аргументированными рассуждениями мессира Воланда. В отличие от «консультанта по черной магии», каковым отрекомендовался Воланд литераторам, космический учитель считает, что люди абсолютно свободны в выборе своей судьбы. По Крайону, находящаяся «за завесой» Высшая, божественная часть их многомерного (или межмерного) Я планирует их жизнь еще до рождения, то есть до очередного воплощения на земном плане; а если с ними случаются какие-то несчастья, то, значит, само Высшее Я этих людей решило, что так надо и что это послужит на пользу духовному развитию их самих и всех окружающих! То есть, согласно логике Крайона, даже когда человек попадает под трамвай и погибает — это тоже вызвано лишь тем, что он «сам собою управил так», как сказал Во- ланд, или говоря словами Крайона, сам себе такое «запланировал» из мира иного. Держу пари — случись Воланду поспорить на Патриарших прудах не с литераторами, а с Крайоном — тот бы мигом заткнул сатану за пояс своей в высшей степени оригинальной логикой. На его утверждения и сам Воланд не нашелся бы, что ответить!

И все-таки есть на свете один природный закон, изложенный в индийской философии, который объясняет случающиеся с людьми несчастья более правдоподобно, чем это делает Крайон. Называется он законом кармы, а в Агни Йоге этот закон часто именуется законом причинно-следственных связей.

Что ж, по большому счету, вероятно, этот закон не противоречит утверждению Крайона о том, что все мы в принципе свободны — ведь карму творим мы сами, и творим своей свободной волей. В известном смысле мы свободны выбирать себе разные пути, в том числе и такие, которые в будущем приведут нас к несчастьям. Но при этом следует учитывать, что карма только творится свободной волей, а вот искупается — уже не свободной.

Крайон кардинально неправ в одном: в утверждении о том, что все несчастья в жизни кармических должников планируются заранее их Высшим Я. Когда настает срок искупления негативной кармы — это происходит отнюдь не по желанию и не по свободной воле Высшего Я будущей жертвы. Кармические несчастья действительно «планируются» заранее, до рождения человека на земном плане, но они планируется отнюдь не его Высшим Я, а безличным и справедливым законом кармы.

Мастер и Маргарита: разговор на Патриарших

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector