Логика:
• логика — система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом
• «мысли Бога» — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления
• вещи и мысли о них совпадают поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей — это одно и то же..
• мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, законам логики
• логика — закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.
• природа — вторая ступенью развития абсолютной идеи, порождение абсолютной идеи, ее инобытие.
• порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования.
• проявления абсолютной идеи в природе — механика, физика, органика.
• переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.
Философия духа:
• третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих
• абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.
• человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа.
• Саморазвитие духа осуществляется по трем ступеням:
— первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию.
— вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство.
— третья ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.
Диалектика
Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
•все — Мировой дух, конечный дух — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы — содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.)
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
•существует определенный тезис(утверждение, форма бытия)
• данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развити;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
• противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Философия истории:
История,по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер.
В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
• антично-средневековая эра- период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от верхушки и служит ей.
• германская эра— современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Социально-политические взгляды:
•государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и возможностям воплощенный Бог)
• право — наличное бытие (воплощение) свободы
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться
• противоречия, конфликты в обществе — не зло, а благо, двигатель прогресса
•противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе
• вечный мир приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
• гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности».
Философская система Гегеля(6) / Hegel’s system of philosophy(6)