Философия сократа.

7. Сократические школы.

1. Софисты- философская школа в Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школь’ выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторском) другим видам и искусству знаний (в переводе с греческого софисты • мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых: старших софистов (V в. до н. э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и применял софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; рвение все проверить на практике, логически доказать правильность либо неправильность той либо другой мысли; неприятие баз ветхой, классической цивилизации; отрицание ветхих традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; рвение доказать условность страны и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как безотносительной данности, а как предмет критики; субъективизм в суждениях и оценках, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что реальность существует лишь в мыслях человека.

3. Собственную правоту представители данной философской школы обосновывали посредством софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым верное с первого взора умозаключение появилось в итоге фальшивым и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения есть рогатый софизм: То, что ты не утратил, ты имеешь; ты не утратил рога; значит, ты их имеешь.

Результат достигается не в следствии парадоксальности, логической трудности софизма, а в следствии некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка фальшива, но выдается за верную, из этого итог.

4. Не обращая внимания на то что деятельность софистов приводила к неодобрению как правительства, так и представителей иных философских школ, софисты внесли солидный вклад в культуру и греческую философию. К их главным заслугам относят то, что они: критически посмотрели на окружающую реальность; распространили много философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что потом именовались древнегреческими просветителями).

5. известный представителем старших софистов являлся Протагор(V в. д, н. э.). Собственный философское кредо Протагор выразил в высказывании: Человек имеется мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

Это указывает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и нехорошего софисты выдвинули субъективное вывод человека: вне людской сознания ничего не существует; нет ничего раз и окончательно данного; что прекрасно для человека сейчас, то и имеется хорошее в конечном итоге; в случае если на следующий день то, что прекрасно сейчас, станет нехорошим, то, значит, он( есть вредным и нехорошим в конечном итоге; вся окружающая реальность зависит от чувственного восприятия человека (То, что здоровому человеку покажется сладким, больном; покажется неприятным); окружающий мир относителен; объективное (подлинное) познание недостижимо; существует лишь мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения Неоднозначные речи, которое кроме этого подводит к мысли об относительности познания и бытия (Заболевание имеется зло для больных, но благе для докторов; Смерть имеется зло для умирающих, но благо для могильщигробовщиков и ков) и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Уникально и революционно для того времени и отношение Протагора к всевышним: О всевышних я не могу знать, имеется ли они, нет ли их, по причине того, что через чур очень многое мешает такому знанию — и вопрос черён, и людская жизнь мала.

6. самые уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ(469 — 399 гг. до н. э.).

Сократ не покинул больших философских произведений, но вен шел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Главный способ, выработанный и используемый Сократом, стал называться майевтика.Сущность майевтики не в том, дабы научить истине, а в том, дабы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам; подвести собеседника к независимому нахождению истины.

Сократ вел просветительскую работу и свою философию в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора)’ темами которой были злободневные неприятности того времени, актуальные и сейчас: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ являлся приверженцем этического реализма, в соответствии с которому: любое знание имеется добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был осознан официальными властями и воспринимался ими как простой софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий всевышних. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смертной казни и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: содействовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные неприятности человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; открыл способ майевтики, обширно используемый в современном образовании; ввел диалогический способ нахождения истины — методом ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал последовательность прошлых философов; воспитал большое количество учеников, продолжателей собственного дела (к примеру, Платона), стоял у истоков многих так называемых сократических школ.

7. Сократические школы- философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.

К числу сократических школ относятся: Академия Платона, школа киников, киренская школа, лигарская школа, элидо-эритрийская школа.

Академия Платона- религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью изучение философских проблем, почитание муз и богов и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 11000 лет).

Киники- философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители контролировали своифилософские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ судьбы, не имели семьи, игнорировали законы и государство, ненавидели классическую культуру, мораль, достаток, концентрировали внимание на людских пороках.

самые известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном Сократ, сошедший с ума).

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы; высшим благом вычисляли удовольствие; соответственно целью судьбы видели удовольствие, счастье воспринимали как совокупность удовольствия, достаток — как средство для достижения удовольствия.

Мегарская школаоснована учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители — Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы думали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается правильному описанию, — Всевышний, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (полного зла) не существует.

Кроме философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (практически занимались софистикой) и взяли прозвище спорщики.

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, другими словами парадоксов (не путать с софизмами), — Куча и Лысый, благодаря которым пробовали осознать диалектику перехода количества в уровень качества.

Апория Куча: В случае если на землю кинуть зерно и к нему додавать по одному зерну, то с какого именно момента на этом месте появится куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу по окончании добавления одного зерна?

Апория Лысый: В случае если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого именно момента он делается лысым? Возможно -ли установить конкретный волос, по окончании выпадения которого человек делается лысым? Возможно ли установить грань, разделяющую еще не лысого и уже лысого?

Философия Сократа коротко

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector