Философия как разновидность мировоззрения. 4

Как было отмечено во введении, изучение философии содействует формированию собственной мировоззренческой позиции человека. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение– это особенный метод духовного освоения мира, что осваивается с позиций взаимоотношений с ним человека. Объект мировоззрения – мир в целом, но предмет, т.е. то, что оно выделяет в объекте,– это как раз взаимоотношение человека и мира. Исходя из этого мировоззрение неизменно субъективно, личностно окрашено. В структуремировоззрения возможно выделить:

  • познавательный компонент, потому, что оно содействует формированию целостной картины мира, формирующейся на базе научного опыта знания и жизненного человека;
  • ценностно-нормативная составляющая, т.к.мировоззрение интегрирует в себе ценности, нормы, убеждения, правила, верования и совершенства;
  • эмоционально-волевой компонент, разрешающий превращать знания, ценности, нормы в убеждения и личные взгляды при помощи чувств, волевых состояний и чувств человека. Без данной составляющей первые две были бы чисто созерцательными;
  • практический компонент, проектирующий определенный тип поведения человека.

В истории выделяется три главные формы мировоззрения: 1) мифология; 2) религия; 3) философия. Разглядим каждую из них более детально.

Мифология. Мифология есть, в соответствии с антропологическим и этнографическим изучениям, самая древней формой мировоззрения, а, следовательно, и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы, исходя из этого последний вряд ли отражается в нем, как что-то особое. Предметом отражения есть сама первобытная община, а главная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический темперамент и пребывает в конституировании людской общности,регуляции взаимоотношений между людьми. Миф нужен для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В данной связи основная мифологическая установка содержится в большом подчинении судьбы индивида заинтересованностям сплочения. О практическом управлении первобытных поведения и верований, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой старой формой являются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-приказания. Мифологическое сознание внушает, а не растолковывает, растолковывать не его задача, оно не помогает для удовлетворения «любознательности» индивида либо коллектива. Наряду с этим мифологическое сознание требует большой активности таких психотерапевтических свойств человека, как эмоции, эмоции, фантазия, воображение, интуиция, наглядно-практическое мышление. Первобытный человек мыслит, и итог его мышления проявляется в предметной деятельности, а знание выступает до тех пор пока еще лишь в неявной форме.

Религия. Религия выступила в истории второй формой мировоззрения. Границу между нею и мифологическим сознанием выяснить достаточно тяжело. Не просто так германский философ Георг Гегель (1770 – 1831) в «Философии религии» именует мифологию «яркой религией». У них, без сомнений, имеется неспециализированные черты. Культовая сторона религии, будучи совокупностью социально значимых коллективных действий, кроме этого как и мифология связана с общением и отражает его, кроме этого как и миф вличностно-образной форме. Но у мифологии и религии имеются и значительные различия:

1) миф– универсальная и единственная на определенном этапе форма публичного сознания. Его носителем есть общество в целом. Религия же появляется на базе образования специальных групп священников (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально;

2) миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине при помощи регламентаций и запретов, религияопосредованно, влияя на их духовный мир. В этом случае наиболее значимым психотерапевтическим инструментом освоения человеком мира есть религиозная вера. Тут направляться подчернуть, что понятие веры в философской литературе рассматривается в разных смыслах: как мировоззренческий и этический принцип, психотерапевтическая и гносеологическая установка, как что-то присущее только религии. В вере, в первую очередь, выражается мировоззренческая позиция человека. Вера, практически, определяет все человеческое мировоззрение, центрирует его.И в этом смысле уничтожение веры угрожает невозможностью осуществления человеком целеполагающей деятельности по большому счету, распадом духовного строя личности. Веру возможно разглядывать и в качестве психотерапевтической установки, связанной с этими понятиями как «доверие», «верность» и др. В этом смысле она в большинстве случаев отождествляется с надеждой. В этом случае вера может являться предпосылкой мысли и действия, где умелая проверка затруднена либо неосуществима, но и, наоборот, в то время, когда, исходя из опыта, мы всецело надеемся на повторяемость какого-либо действия либо события («привычка» Дэвида Юма). Бывают такие пределы людской отчаяния, в то время, когда спасти может лишь вера… Мысль веры есть безотносительной духовной защитой от всех напастей людской судьбе. Но одной идеи еще мало. Дабы вправду стать духовной, она обязана воплотиться не только в уме человека, но и в его эмоции, сердце. Иными словами она представляет собой интегративное состояние эмоций, мыслей, воли, целостный личностный акт, объединяющий в себе результаты умелых данных, и умозрительные представления человека, определяющие его практическое поведение и мировоззрение. Вера задает познания и горизонт знания. Тут раскрывается ещеодин,гносеологический нюанс веры, что, в первую очередь, пребывает в признании абсолютной истинности чего-либо на базе субъективной значимости, превышающей убедительность фактических и логических доказательств. Для религиозной веры таким подлинным «предметом» есть Всевышний, открывающий себя человеку в особенном религиозном опыте. Наряду с этим необходимо подчернуть, что неприятность разума знания и соотношения (веры) в истории христианской мысли занимает особенное место, но об этом обращение отправится в одном из последующих разделов. В это же время, продолжая мифологии и сопоставление религии, направляться подчернуть, что ритуалы и архаические мифы, повторяясь много поколений, кроме этого принимаются на веру. Но вера первобытного человека – это не религиозная вера, а доверие через внушение (суггестию), которое тождественно эмоции принадлежности индивида к коллективу общины. В этом случае вера выступает как психотерапевтический феномен.

3)Третье отличие религиозного сознания от мифологического –различное познание мира, характерное для этих форм мировоззрения.В религии,в отличие от мифологии, мир расщепляется, удваивается: появляется священный мир (сакральный) и мирской (профанический), и естественный и сверхъестественный. Чудеса в мифологии – это норма, не вызывающая у человека удивления. Естественное и сверхъестественное тождественны. В религиозном же сознании чудо, наровне с собой, предполагает и обычный, естественный порядок;

4) в религии если сравнивать с мифологиейсущественно изменяется его назначения и понимание Бога. Мифологический всевышний – это основатель рода, тотем, что не сходу делается человекоподобным. Всевышний религий антропоморфен. Наряду с этим мифологические всевышние не знают морали, не знают иного закона, не считая закона «собственной природы». Всевышний религии, к примеру, христианский Всевышний, имеется Безотносительное Добро, Красота и Истина. Иными словами, если сравнивать с мифологией, религия сделала ход вперед, придав мифу нравственную окраску, которой фактически мифологическое сознание не имело.

Завершая религии соотношения и анализ мифологии как двух старейших форм мировоззрения, направляться выделить, что миф существует самостоятельно до происхождения религии; как элемент религии (наровне с ритуалом, он есть составной частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), и – параллельно с религиозным мировоззрением, к примеру, как народная сказка либо фрагмент современного публичного сознания.

Философия.Философия в истории есть третьей, научно-теоретической формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью. Как же происходил процесс становления философии? в течении тысячелетий человечество ориентировалось в мире, опираясь на религиозно-мифологические представления. Но на рубеже VII – VI столетий до нэ в трех различных географических регионах людской ойкумены – Греции, Индии и Китае происходит так называемый интеллектуальный поворот, повлекший за собой формирование исторически первой теоретической формы познания – философии. Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта (абстрактного мышления), что делается главным авторитетом в жизни социума и человека.

В исследовательской литературе сформировалось пара концепций, растолковывающих процесс генезиса философии:

1) в соответствии с мифогенной концепцииединственным источникомфилософии объявляется мифология. Философия появляется из нее «методом внутреннего (имманентного) развития последней за счет трансформации одной только формы: личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную» (Чанышев А.Н., 1999, С. 20);

2)гносеогенная концепцияпроисхождения философииосновывается на факте существования исторически первой философии в форме фисиологии – знания о природе. В соответствии с данной позиции, философия появляется в качестве обобщенной совокупности знания;

3) один из ведущих исследователей данной неприятности Арсений Чанышев (1926 – 2005) обосновывает интегративную гносео-мифогенную концепцию происхождения философии, в которой выделяются три источника генезиса философии: мифология, знание, житейская мудрость (Чанышев А.Н., 1999, в том месте же).

Помимо этого, большая часть ученых, изучивших социально-предпосылки и исторические условия формирования философии и интеллектуального поворота как исторически первой теоретической формы знания, обосновывают особенную роль в этом ходе технологической революции середины I тысячелетия до н. э., связанной с переходом человечества от латуни к железу. Это социально-историческое событие повлекло за собой последовательность последствий: изменение разработок, рост производительности труда, разделение труда, развитие товарно-финансовых взаимоотношений. Эти процессы, со своей стороны, содействовали формированию у человека абстрактного мышления, ставшего методом функционирования и формирования новой формы мировоззрения – философии (от греч. phileo – обожаю, sophia – мудрость), что дословно переводится как любовь к мудрости, рвение к познанию. Появление этого заглавия в истории философской мысли традиционно связывают с именем математика Пифагора и древнегреческого философа (580 – 500 до н.э.). Древнегреческий автор Диоген Лаэртский (1-я пол. 3 в.) отмечает, что в то время, когда Пифагору задавали вопрос «Чем он занимается?», он отвечал, что занимается «философией». Увидим, что за границей для обозначения данной области познания применяют, в большинстве случаев, термин «метафизика». Но какие конкретно бы варианты заглавия не употреблялись, в любом случае философия содействовала (и способствует ) формированию у человека абстрактного мышления. Но что же оно представляет собой?

Абстрактное мышление – это обобщенное, отвлеченное мышление. Оно выражается в формах понятий, умозаключений и суждений.

Понятие – форма мысли, в которой происходит отделение и обобщение предметов данного класса по их своеобразным показателям, другими словами это логическая схема (конструкция), созданная разумом человека с целью отделения одной группы объектов от второй.

Суждение – форма мысли, в которой происходит утверждение либо отрицание чего-либо о особенностях процессов и явлений. Суждения представляют собой связи двух либо нескольких понятий.

Умозаключение – форма мысли, в которой из нескольких исходных суждений (логические основания либо посылки) выводится новое суждение правильно логического вывода (логическое следствие либо заключение). Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) – создатель формальной логики – приводит следующий пример силлогизма: Все люди смертны, Сократ – человек, Сократ – смертен. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Дедуктивные умозаключения образуются при помощи перемещения мысли от общего к частному, единичному. Индуктивные – напротив.

Процесс развития абстрактного мышления стал причиной формированию философии. Изначально философией считалась синкретичная совокупность знаний, взятых при помощи разума. Она включала в себя элементы математики; физики и астрономии; биологии и географии; медицины. В первый раз классификацию научного знания осуществил древнегреческий философ Платон (427 – 347 дн н.э.), а после этого его ученик Аристотель. Аристотель выделяет три рода наук: теоретические, практические и творческие.

1) Теоретическое знание он определяет как знание для самого знания (с целью раскрыть человеку тайной и тайны мира). К нему относятся:

  • первая философия (метафизика) – учение о первопричинах и первоначалах всего существующего и методах познания этих первоначал, другими словами о предельных основаниях мироздания. Главный метод познания – умозрение;
  • физика – учение о природе чувственных явлений, материальных элементах мира;
  • математика.

2) Практическое знание – знание для деятельности. К нему относится:

  • этика – наука о законах и принципах морали.
  • политика – наука, изучающая организации полиса и законы управления.

3) Творческие науки включают в себя знания, растолковывающие механизмы рождения нового (механизмы творческого процесса). Выделение творческого знания в особенный род наук связано с одной из отличительных изюминок мировоззрения свободного эллина, что, в отличие от раба, вычислял хорошим заниматься творческой, а не репродуктивной деятельностью.

Но лучшим и высшим знанием Аристотель вычислял все же метафизику. Метафизика – это самое серьёзное и идеальное знание, которому подвластно постижение недоступных для чувственного опыта, скрытых тайн мира. Потом Гегель в «Лекциях по истории философии» назвал ее «золотым крестом над храмом познания». И вправду, метафизика считалась наукой наук, царицей знания. Ей как высшей теоретической науке подчинялись все остальные отрасли познания, призванные по большей части собирать эмпирический материал. Такая обстановка сохранялась впредь до ХVI века. К ХVI – ХVII веку аристотелевскую умозрительную физику, подчинявшуюся метафизике, вытеснило экспериментально-математическое естествознание, ядром которого являлась механика. У некоторых ученых появилось представление об исторической ненужности философии, якобы отжившей собственный время как спекулятивной формы познания, не основывающейся на фактах. Недаром кому-то из отцов новоевропейского естествознания – то ли Исааку Ньютону (1643 – 1727), то ли Галилео Галилею (1564 – 1642) приписывали ясную реплику: «Физика, опасайся метафизики!». А у германского философа Вильгельма Виндельбанда (1848 – 1915) потом появилась ассоциация драматических взаимоотношений между частными науками и философией с коллизиями шекспировского «Короля Лира» – метафизика, столько столетий бывшая властной госпожой в царстве знания, представлялась сейчас беззащитной и ненужной. Однако, философия не погибла! Параллельно процессу развития частных наук шел процесс развития самой философии: у нее формировался собственный способы и неповторимый предмет его познания.

типы и Понятие мировоззрения.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: