Филология науки об искусстве

Наука о литературе и ее разделы. Главные и вспомогательные дисциплины.

Моя лекция.

Литературоведение – наука об изучении литературы.

Лингвистика. Посредством нее возможно изучать произведение с позиций языка. Л. занимается изюминками изучения языков.

Литратуроведение – изюминками и за4ономерностями фактически литературы и ее восприятием.

Главные дисциплины литвед-я (надстроечные предметы):

1) теория литературы – изучает соц. и эстет. природу, специфику литры. Устанавливает закономерности развития.

Теория литры дает возможности, она неоднородна.

Подразделы теор лит.:

1. неспециализированная поэтика – учение о литер произведении, его составе, функциях, о жанрах и родах литры

2. теория лит процесса – изучает развитие литры

2) история литературы

3) лит-я критика – живой отклик современников на произведения

Критик – обязан учитывать все источники, кот были до него.

Критик – не обязан пользоваться авторитетными источниками. Критики субъективны, довольно часто смогут ошибаться. Не факт, что оценки, выставленные авторам, останутся в столетиях.

Вспомогательные дисциплины:

1) историография – собирает и изучает материалы, знакомящие с истор развитием теории, истории литры и лит-ой критики

историограф – изучает и обобщает книги и критику на них («теория теории»)

2) текстология – наука по изучению текста (первичного, вторичного, окончательного варианта)

3) источниковедение (архивоведение) – сохранение того, что было написано, напр., «Слово о полку Игореве». Либо наприм., в сети пишут-пишут, а позже это все может деться в небытие.

4) библиография – тот круг книг по данной проблеме, что уже написан

————————————

дисциплины и Предмет литературоведения. Современное Л. представляет собой весьма сложную и подвижную совокупность дисциплин. Различают три главные отрасли Л.: теория литературы, литературная критика и история литературы. Теория литературы исследует развития литературы и общие законы структуры. Предметом истории литературы есть прошлое литературы как процесс либо как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует довольно единовременное, последнее, сегодняшнее состояние литературы; для неё характерна кроме этого интерпретация литературы прошлого с позиций современных публичных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не есть общепризнанной.

Серьёзной частью Л. есть поэтика — наука о структуре их комплексов и произведений: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эры и т. д. Поэтика соотносится с главным отраслями Л.: в плоскости теории литературы она даёт неспециализированную поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); вероятно использование правил поэтики в критике. Во многом подобное положение занимает в Л. стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в неспециализированную поэтику (в этом случае она является исследованием одного из уровней структуры, в частности — стилистического и речевого уровня), в историю литературы (к примеру, стиль и язык данного направления и течения), а также в литературную критику (стилистические штудии современных произведений практически всегда составляли одну из любимых функций критики).

Для Л. как совокупности дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех её отраслей (так, критика опирается на теории литературы и данные истории, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и происхождение дисциплин второго последовательности. Существуют теория критики, история критики, история поэтики (направляться отличать от исторической поэтики), теория стилистики художеств. речи и т. д. Характерно кроме этого передвижение дисциплин из одного последовательности в второй: так, критика со временем делается материалом истории литературы, исторической поэтики и др. наук. Наровне с вышеназванными главными дисциплинами Л. существует множество запасных: литературоведческое архивоведение, библиография художественная и литературоведческая литературы, эвристика, палеография, текстология, комментирование текста и др. В середине 20 в. усилилась роль математических способов, в особенности статистики, в Л., в основном в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры. Вспомогательные дисциплины — нужная база главных; вместе с тем в ходе усложнения и развития они смогут выявлять независимые научные задачи и покупать независимые культурные функции.

Многообразны связи Л. с другими гуманитарными науками, одни из которых помогают его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по предмету и задачам изучения (фольклористика, неспециализированное искусствознание), третьи неспециализированной гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как стройматериал литературы), но и на некоем соприкосновении гносеологических функций слова и некоторой аналогичности и образа их структур. Слитность Л. с другими гуманитарными дисциплинами фиксировалась прежде понятием филологии как синтетической науки, изучающей духовную культуру во всех её языково-письменных, среди них и литературных проявлениях (в середине 20 в. это понятие передаёт в большинстве случаев общность двух наук — Л. и лингвистики; в узком же смысле оно обозначает критику и текстологию текста).

Искусствоведение как наука | Вопрос науки


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: