Фигура и фон

Одинокая сосна на бугре прорисовывается На низком и сером небе перед восходом солнца.

Аrogau

Из всего многообразия всевозможных ощущений мы выбираем только пара и фокусируем на них внимание (как неизменно — в любой этот момент времени). Это выделенное нами чувство делается «фигурой», обособленной от всех других, сливающихся сейчас между собой на заднем замысле и становящихся «фоном». Свойством к выделению четких и ясных фигур из окружающего их фона определяется то, как нам удается применять окружающий мир для удовлетворения потребностей и продолжения роста. Следующее упражнение даст вам возможность попробовать изучить ваш метод сотрудничества с окружающим миром.

УПРАЖНЕНИЕ 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Прислушайтесь еще раз к своим ощущениям. На этот раз определяйте, к какой из трех территорий (внутренней, средней либо внешней) принадлежат ваши ощущения. Как и рань-

ше, начните с предложения «на данный момент я пойму …» Если вы трудитесь с партнером, вы, быть может, станете определять что-то, касающееся него. К примеру:

«на данный момент я вижу блики света на собственных часах» (внешняя территория).

«на данный момент я желаю знать, сколько времени» (средняя территория). «на данный момент я чувствую холодок, касаясь собственных часов» (внутренняя территория).

Продолжите упражнение, разрешив вниманию вольно перемещаться из одной территории в другую, и позамечайте, как удачно вам это удается — как осознание появляется и снова отходит на второй план все время изменяющегося внешнего окружения.

«Как много происходит в меня и не меньше — снаружи! Не будучи талантливым сконцентрироваться на чем-то из происходящего, как бы я справлялся со всем этим? »

Остерегайся того, кого ненавидишь,

им можешь появляться ты сам.

Джордж Роснер

Мы всегда концентрируем отечественное внимание; делая это, мы любой раз выделяем фигуру из фона. Ни фигура, ни фон не смогут существовать приятель без приятеля: более того, их взаимовзаимоотношения и действие и придают суть отечественному миру, разрешая его ощутить.

К примеру, в то время, когда мы наблюдаем на сцену, процесс фокусировки внимания поочередно «деструктурирует» и «реструктурирует» отечественное восприятие сцены.

«на данный момент я сижу в помещении за маленьким столом и пишу. Когда я подмечаю оранжевое пятно в правом углу зрительного поля, глаза мои останавливаются на нем. Пятно это выясняется ручками ножниц. Я отмечаю их размещение относительно стола, подмечаю, что между раскрытыми лезвиями лежит липкая лента: и внезапно осознаю, что помещение изменилась с того времени, как я вошел в нее. Я не забываю ее второй, и это воспоминание заменяется ее новым восприятием».

Прошлое зрительное восприятие «реструктурировано». Дабы это случилось, мне необходимо было выяснить, что оно устарело и расформировать ветхую «сцену» методом поиска новой фигуры на фоне. Отечественная свойство переключать внимание с одного объекта на другой и обнаруживать так со-отношение частей между собой, и с фоном и разрешает нам видеть суть во всем дешёвом нам громадном разнообразии восприятий.

Быть может, вы захотите прочувствовать собственные процессы восприятия, тогда сделайте следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ФИГУРА и ЗНАЧЕНИЕ-ФОН

Сосредоточьтесь на чем-то большом, к примеру, на другом человеке либо на громадном предмете в помещении. Как он смотрится на неспециализированном фоне? А сейчас обратите внимание на какую-то часть выбранного вами громадного объекта.

К примеру, глядя на другого человека, попытайтесь увидеть его лицо на фоне его фигуры и на фоне помещения.

А сейчас смотрите на еще более небольшие подробности, например, на его глаза либо на то, что отражается в его глазах. Оцените гибкость, с которой вы имеете возможность выделять фигуру из фона.

Продолжайте наблюдение, разрешая объектам только поочередно появиться в фокусе. Это окажет помощь вам избежать размывания восприятия.

Обратите внимание на скорость, с которой вы имеете возможность четко организовать фигуру: попытайтесь увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформировать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А сейчас постарайтесь замедлить данный процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры большое количество времени. Что сейчас происходит?

«Торопливо перебегая глазами с одной фигуры на другую, я обнаруживаю, что мне не достаточно времени чтобы по-настоящему закончить формирование фигуры—фона. А вдруг я весьма внимательно и продолжительно вглядыва-

3-2356 33

юсь (в течение 60 секунд либо больше), у меня появляется головокружение».

Дабы зрительное восприятие имело суть, мы должны выделить его из его окружения. Лишь тогда, в то время, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет суть либо значение. Совершенно верно так же одна только часть (подробность) автомобили не дает нам возможности спешить по дороге, а одна только часть философии мы не дает нам осознать всей философии.

Идея, мысль, утверждение подлинны лишь тогда и в том, где содержат истину. Что-то делается подлинным, только согласуясь со своим окружением. Нет окружения — нет и истины, вопреки тому, что люди смогут себе думать.

Идрис Шах

Гештальт-философия уделяет большое количество внимания зрительному восприятию: тому, как мы посредством глаз выделяем фигуру из окружающего фона. Одним из важнейших вкладов гештальт-терапии стало распространение представленной тут модели на все другие отечественные ощущения, и соотнесение ее с отечественной «эмоциональной» и «рациональной» судьбой. Подобие зрительных и иных восприятий возможно легко продемонстрировать.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ФИГУРА и ЗВУК-ФОН (Внешняя территория)

Закройте глаза и прислушайтесь к раздающимся около вас звукам. Пускай один из них овладеет вашим вниманием и станет фигурой на фоне остальных.

А сейчас переключите внимание на другой звук, делая его фигурой, тогда как первый сливается с фоном. Не пробуйте придать звукам суть, определяя их источник — сами звуки.

Это лучше удается с продолжительными звуками, медленно появляющимися, формирующимися и после этого исчезающими, к примеру, как звук проезжающей мимо автомобили.

«Это действует на меня успокаивающе. В то время, когда я звуки, не пробуя их отмечать и определять их источник, я ощущаю себя ребенком, лежащим в коляс-

ке на солнышке и окруженным пением птиц и жужжанием насекомых в 12 часов дня».

«Я больше всего обожаю производное от этого упражнения — слушать чистый звук колокольчика в руке моего приятеля».

Совершенно верно так же мы можем обращать внимание на разные явления, происходящие в отечественной внутренней территории, где также возможно в полной мере удачно вырабатывать соотношение фигура-фон. Чем лучше нам это удается, тем больше у нас возможностей осмыслить собственный внутренний мир, тем лучше мы можем уяснить собственные мечты и собственные потребности. В этих свойствах — корень самопознания. В следующем упражнении вы имеете возможность попытаться вырабатывать фигуру— фон во внутренней территории..

УПРАЖНЕНИЕ 4. ФИГУРА и ТЕЛЕСНЫЕ Ощущения-ФОН (Внутренняя территория)

Попытайтесь с закрытыми глазами ощутить собственные челюсти. Челюсть напряжена либо расслаблена? Пускай челюсть станет фигурой на неспециализированном фоне ощущений вашего лица, во рту либо в шее. Сейчас переключите внимание на ягодицы. Им комфортно? Переключайте внимание с одной части тела на другую, выделяя очередную часть в качестве фигуры (на фоне всего остального тела).

«В то время, когда я не даю себе заснуть, проигрывая и переживая снова все перипетии прошедшего дня либо волнуясь о . дне будущем, это упражнение крайне полезно. Давая себе понять ощущения разных частей собственного тела, я могу наконец сойти с данной карусели и позволить себе почувствовать усталость».

То, что мы чувствуем эмоционально, имеется проявление наших физических ощущений в отечественного тела. С каждой чувством связан последовательность телесных ощущений. Мы становимся «красными от бешенства», «онемелыми от страха», «дрожащими от возбуждения». Эти реакции — наследие отечественной животного и эволюции происхождения, они постоянно являются верными при-

символами отечественных эмоций. В случае если мы желаем понимать свои эмоции (а следовательно и себя) нам необходимо обучаться прислушиваться к этим сигналам.

В случае если мы желаем принимать собственный мир чувств, необходимо най- ти время, дабы концентрировать внимание на телесных ощущениях. Мы должны постараться показать ясную фигуру, отреагировать на нее и позже выделить из фона следующую фигуру. Это саморазвивающийся процесс, нам и не нужно делать ничего другого, только обращать внимание на его развитие. Трудности в большинстве случаев появляются только тогда, в то время, когда мы активно вмешиваемся, через чур очень сильно включая собственную среднюю территорию, тем самым искажая сигналы собственного тела и вводя самих себя в заблуждение.

К примеру, человек, у боли и которого напряжения в области шеи появляются всегда, в то время, когда он говорит со своим боссом, может проигнорировать эти ощущения либо связывать их с артритом. Если Он не поймёт эмоции негодования либо злости по отношению к боссу, он, быть может, ни при каких обстоятельствах так и не догадается, что именно глава вызывает у него боли в шее. Дабы придти к такому заключению, ему необходимо было бы обратить внимание на боль: тогда его, быть может, озарило бы старое воспоминание о тех случаях, в то время, когда он, испытывая негодование либо злость, так или иначе не разрешал себе их высказывать. негодование и Злость много раз подавлялись посредством напряжения мышц шеи. Потом, сдерживая так собственный раздражение, направленное на руководство, он снова подавлял эмоции — как ветхие, так и новые. Со временем физическое подавление таких эмоций делается привычным, и человек не поймёт, каким методом ему удается оставаться на пути сдерживания себя. Из этого достаточно упрощенного примера становится ясно, что человек, о котором идет обращение, физически вредит себе постоянным нежеланием высказывать собственный бешенство. Помимо этого, он и имеется его тело, в самом настоящем смысле. Гештальт-терапев-ты уверенны, что огромное количество энергии, которое расходуется на подавление нежелательных чувств и тем самым неизменно и неосознанно блокируется, при собственном освобождении имело возможность бы быть использовано значительно более творчески и с хорошим эффектом для самооздоровления.

«Уже пара лет у меня присутствуют шейные боли, и сейчас через эту боль весьма медлительно я прихожу к выводу, что она обусловлена моим невниманием к собственному телу. Но, как станет видно из ниже сказанного, мне еще большое количество чего нужно осознать. Для Меня рабочие заседания проходят в большинстве случаев на чисто «рациональном» уровне — выражение каких бы то ни было эмоций в том месте не принято. На одном из таких заседаний я страшно расзлился на комментарий одного из сотрудников. В то время, когда он закончил сказать, я высказал ему собственную злость, контролируя наряду с этим жесты и свой голос и так же, как и прежде сидя в кресле. В тот же момент, не смотря на то, что я и не менял позы, меня пронзила достаточно сильная боль в нижней части шеи — такая же, как при поднятии тяжестей. Связь между сдерживанием злобы и тем, что я делаю со своей шеей, до сих пор не совсем ясна для меня. Быть может, как раз исходя из этого я опять и опять испытываю эту боль!»

Само собой разумеется, кое-какие телесные ощущения значительно тяжелее напрямую связать с подавлением каких-то эмоций. К примеру, при эмоции смутного тревоги. Но и оно складывается из множества конкретных ощущений в теле, каковые можно выявить, в случае если обращать на них внимание. Не смотря на то, что нам и удается подавлять собственные эмоции и обманывать себя в собственных ощущениях, но физическая сущность этих подавленных эмоций все равно существует . Обращая внимание на физические проявления подавляемых эмоций, мы обычно способны заново открыть для себя заблокированные чувства. Сконцентрировавшись на телесных ощущениях, мы обнаруживаем внезапно натиск чувств, что на первый взгляд думается необъяснимым: но в случае если постараться продолжить данный процесс, мы сможем вернуть ветхие воспоминания.

«У меня неизменно напряжены мускулы ног. Я ощущаю энергию, которая скапливается в том месте, и пойму, что еле передвигаю ноги, к примеру, в танце. Мой массажист, массируя в один раз мои очень сильно напряженные ноги, стал внезапно выполнять ими перемещения, имитируя мой личный бег. Нежданно я отыскал в памяти себя сто —

ящим у двери школы-интерната, куда был направлен по окончании смерти своих родителей, и совершенно верно так же двигающим ногами. Вместе с этим воспоминанием пришло понимание, что я желал убежать — все равно куда, и что у меня не было пристанища».

Время от времени нам требуется помощь, дабы обратить внимание на собственный тело. оптимальнее это удается посредством терапевтического массажа. Массажист научен ощущать те области тела, каковые клиент блокирует (физические проявления блокировок не являются тайной для умелого глаза), и, мягко массируя эти части тела, он оказывает помощь клиенту обратить на них внимание.

Начав в один раз обнаружить и осознавать методы, благодаря которым мы блокируем выражение собственных чувств, невольно приходишь к выводу, что имеется суть поразмыслить — а стоит по большому счету ли продолжать так себя вести?

Следующим шагом есть интеграция повторно всплывающих воспоминаний. Разрешите себе всецело прочувствовать болезненные ощущения, каковые изначально по данной причине и были забыты. Если вы почувствуете эту боль и прекратите ее избегать, она неспешно сойдет на нет, и воспоминания останутся всего лишь воспоминаниями. Каждая фигура (либо чувство), отделяемая от фона, небесконечна, у нее ограниченное «время судьбы»; новая фигура (чувство) появляется по окончании увядания ветхой. Отказываясь обращать внимание (с благим намерением обезопасисть себя от неприятных воспоминаний) на такие болезненные фигуры, мы невольно увековечиваем их: они остаются закрытыми отечественным ветхим стилем поведения, а сами мы не видим возможностей другого существования. В противовес этому гештальт-подход предлагает осмелиться воспринять и понять целый собственный жизненный опыт.

В следующем упражнении вы имеете возможность попытаться расширить модель зрительного восприятия на другие эмоции и эмоции. Дабы сделать это, мы предлагаем придуманную ситуацию, которая у многих людей приводит к множеству быстро сменяющих друг друга чувств.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЭМОЦИИ и ФИГУРА-ФОН

Закройте глаза и представьте себе собственную мать разговаривающей с вами. Попытайтесь отыскать в памяти, как она выглядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте некоторое время вместе с этим воспоминанием.

В то время, когда вы четко осознаете, что прекрасно ее себе представили, сообщите о собственных эмоциях к ней, но наряду с этим не старайтесь быть логичным.

Перечисляйте эмоции по одному; высказав очередное, сделайте передышку и побудьте, поживите немного с этим эмоцией. Что вы чувствуете в собственном теле, в то время, когда обрисовываете любовь, теплоту, бешенство, разочарование? Ощутите переходы от одного эмоции к второму.

Намеренно измените скорость, с которой вы перечисляете собственные эмоции к матери. Сравните собственные ощущения, отличаются ли они при, в то время, когда вы прислушиваетесь к себе, и тогда, в то время, когда вы не даете себе прочувствовать сказанное.

Вы увидели сходство между размытой картиной внешнего мира, в то время, когда взор скоро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением собственного внутреннего мира? Вы увидели трансформации в эмоции волнения от происходящего, в то время, когда заставляли себя остановиться на каждой из фигур?

«Страно, как живой показалась мне моя мать и как много я желаю ей сообщить — особенно в случае если учесть, что она погибла двадцать два года назад — в каком-то смысле она вправду не погибла!»

Разрешая себе всецело прочувствовать какое-либо ощущение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а после этого растворяется, исчезает, и второе чувство заменяет его. В случае если же мы блокируем определенное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его ощущаем, не смотря на то, что его нет в настоящем, вместо того дабы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходимы упрочнения, не смотря на то, что мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.

Гештальт — это философия очевидного, настоящего.

Невротик — тот, кто не видит очевидного.

Фриц Перлз

Блокировки осознания возможно охарактеризовать — более детально мы займемся ими в главе о методах избегания. Не смотря ни на что, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы чувствуем и высказываем себя. Этим они ограничивают отечественную свойство к ответу на происходящее. Лишь всецело осознавая, что мы ощущаем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют отечественные методы заведомо предсказуемого поведения и не разрешают гибко реагировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной судьбе.

У каждого из нас имеется собственная настоящая судьба,

которую он желал бы прожить.

Фриц Перлз

Мы связываем себя, не разрешая себе ощущать и выражать всю собственную многогранность. Уходя от видения окружающего мира во всех его подробностях, сводя его только к обобщениям и абстракциям как к продукту языка, мы также связываем себя.

Свойство отвлечься имеется величайшая сокровище языка (и неповторимый и основополагающий показатель нашей человечности). В то время, когда кроха в первый раз видит стул, он тратит массу времени на то, дабы изучить его, стараясь придать ему суть. Через некое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми другими; в итоге он осознаёт, что на свете имеется несколько предметов, именуемых стульями. Неприятность содержится в том, что мы используем эту свойство к абстракции не полностью, приучившись видеть только самые неспециализированные черты (к примеру, возможности использования) вещей либо событий и игнорируя тем самым их личные изюминки. Ребенку, быть может, было когда-то сообщено, что появление слез свидетельствует грусть: исходя из этого он может, заметив либо почувствовав слезы, не связать их с эмоциями бешенства либо эйфории.

Таковой процесс именуется фиксацией и есть результатом неправильного применения свойства к абстраги-

рованию; в этом случае процесс абстракции реально препятствует восприятию происходящего около. Попытайтесь сделать следующее упражнение.

фон и Фигура

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector