Феофан прокопович

Публичная идея — это отклик на события публичной судьбе, происходящие в стране, оказывающие огромное влияние на развитие культуры по большому счету и художественной культуры в частности. Исходя из этого анализ истории художественной культуры мы начнем с анализа публичной мысли.

XVIII век принес размышления и новые проблемы о них, но никуда не провалились сквозь землю и ветхие, оставшиеся от «бунташного» XVII века, а новый век порождал новые темы и новые проблемы для рассуждения.

Во многом размышлениям содействовала невиданная до эры Петра материальная база: активное развитие книгопечатания, происхождение периодической печати, появление возможности обмена мнениями. Все это содействовало оттачиванию доводов, уточнению позиций, расширяло круг людей, втягивающихся в споры и дискуссии. Какие конкретно неприятности тревожили людей того времени?

Одной из наиболее значимых тем для дискуссии являлась неприятность власти. Окончательное формирование университета полной монархии сыграло громадную роль в публично-политической и идеологической жизни страны, посему редкий идеолог, публицист, автор либо живописец не ставил и не пробовал решить проблему власти, ее роли в жизни народа и страны, пределы власти, значение личности монарха и т.п.

не меньше серьёзной была неприятность развития капитализма в Росси, публичная идея поднимала вопросы социальной политики и экономики. самый острым и самый болезненным был вопрос о крепостном праве. Как раз, в начале XVIII в., в первый раз в русской публицистике, остро и принципиально была поставлена эта неприятность. Неприятность, которая оставалась самой сложной и больной впредь до отмены крепостного права в 1861 г.

От XVII в. публичная идея унаследовала непростые неприятности, которые связаны с церковью и религией. Перед идеологами страны стояла двойная задача: как сделать так, дабы церковь была полностью подчинена стране, но в также время была идеологически укреплена, и авторитет церкви оставался высоким. Философы, публицисты, идеологи из разных слоев общества обсуждают религиозные неприятности, спорят, разделяются на непримиримые группировки – одни отстаивают интересы церкви с позиции средневекового мировоззрения; другие – утверждают новые идеи; третьи – пробуют примирить новые идеи с религиозной идеологией.

Публичная идея этого времени не исчерпывается лишь перечисленными выше проблемами, ее занимают и другие, не меньше ответственные вопросы: народное образование, искусства и место науки в жизни страны, патриотизм, неприятность национальной гордости, Запада и взаимоотношения Востока и т. п.

XVIII век был веком переходным, сейчас людям было тяжело выработать цельное мировоззрение. В их взорах переплетается передовое и отсталое, век XVII и век XVIII.

броский пример аналогичного мировоззрения являет собой личность Феофана Прокоповича (1681 – 1736 гг.) – идеолога, политика, поэта и публициста. Автора церковных светских стихов и проповедей, автора и монаха пьес для театра.

Будущее Прокоповича – обычный пример судьбы человека нового времени. Феофан был сыном киевского торговца, захотел обучаться без благословения своих родителей, поступил в Киево-Могилянскую академию, на протяжении учебы испытывал сильную потребность. Чтобы уехать на учебу за границу Прокоповичу было нужно принять униатство. Получал образование Польше, Ватикане. В 1704 году возвратился в Киев, принял монашество и стал ректором Киево-Магилянской академии.

Прокоповича отличала необычайная широта заинтересованностей: история, филология, философия, теология, математика. Его библиотека составляла более 30 томов, он был красивым знатоком греческой и римской поэзии, автором трагикомедии «Владимир», говорящей в сатирической форме о крещении Руси, написал учебник по теории литературы, выпустил сборник проповедей, в которых прославлял внутреннюю и внешнюю политику царя.

Петр познакомился с Феофаном Прокоповичем в Киеве, где юный ученый монах блистал собственными проповедями. Особое впечатление на Петра произвела проповедь «о преславной над армиями свейскими победе» (о победе русских армий в Полтавском сражении), которую Прокопович сказал с кафедры Софийского собора в июне 1709 г. Эта проповедь была срочно напечатана, причем на двух языках – русском и латинском, «яко всей Европе неспециализированный».

Петр забирает Феофана в Санкт-Петербург, где Прокопович рукоположен в епископы и ему поручается идеологическое обоснование петровских реформ.

По-европейски образованный, талантливый проповедник и великолепный оратор, приверженец реформ и абсолютизма, соперник старины, единомышленник и талантливый писатель, персональный приятель царя – Феофан был настоящей находкой для Петра. Известен рассказ, что характеризует Прокоповича, как человека нового времени. Петр, по чьему-то доносу, пришел к Феофану Прокоповичу к себе проверить, правда ли, что тот грешит против обычаев православия. У Феофана Петр заметил гостей, слушающих музыку и выпивающих вино. Феофан, увидев Петра, приветствовал его красивым тостом в стихах. Петру это весьма понравилось, он обожал Прокоповича еще и за то, что тот не был лицемером и ханжой.

Феофан делается вице-президентом Синода и развивает энергичную публицистическую деятельность. Его проповеди печатаются в типографиях и рассылаются по приходам, дабы священники просматривали их своим прихожанам по воскресным и торжественным дням. Тёмное и белое духовенство в большинстве было против реформ, исходя из этого нужно было привлечь его на собственную сторону, вооружить идейно, дать материал для проповедей, продемонстрировать, как руководить паствой в новых условиях. Феофан, в других произведениях и своих проповедях, выступал против суеверий, обосновывал допустимость браков православных с иноверцами, произносил похвальное слово о флоте русском, писал увещания к раскольникам и предисловие к Морскому уставу.

Вершиной публицистики Феофана Прокоповича было обоснование идеи полной монархии. Идеологическое обоснование абсолютизма выяснилось очень нужным в связи с тем, что данный национальный строй в Российской Федерации появился в следствии бескомпромиссной борьбы с церковной оппозицией и боярской думой. С полной убежденностью Феофан обосновывает, что полная монархия – это нужный России политический строй и лишь в условиях абсолютизма возможно совершить реформы. Весьма серьёзным была постановка вопроса о границах прав монарха на протяжении процесса над царевичем Алексеем. В 1722 г. Феофан образовывает официальный документ «Правда воли монаршей во определении наследника державы собственной». Главной идеей документа есть следующее: «самодержцы законам человеческим не подлежат», «не имеет возможности народ судити дела правителя собственного», а посему «самодержец как во всех других делах, так и… в определении наследника на престол собственный, очень волен и свободен имеется». В подтверждение собственной правоты Прокопович приводит доводы «и свои резоны»: в частности, он обращается к “Уставу о наследии престола”, где было сообщено, что царь “кому оной желает, тому и выяснит наследство”. Это право правителя он аргументирует примерами из “священной истории”. В конечном итоге, теория полной монархии, созданная Прокоповичем, разрешала оправдать любую жестокость монарха.

По окончании смерти Петра I Прокоповичу пришлось тяжело. У него было большое количество завистников и врагов, его стали обвинять в измене православию, в протестантизме, в ереси и во многом втором. Феофану было нужно яростно защищаться, наверное, что на борьбу со собственными неприятелями ушли все его силы. Перед смертью он не меньше ревностно служил Анне Иоанновне и Бирону. Но в его последних произведениях, написанных в «бироновщину», отсутствует лёгкость слога и прежняя убеждённость. Погиб Феофан, в то время, когда ему было всего 55.

Феофан Прокопович | Пишемо історію

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector