Феноменологическая философия э. гуссерля

Происхождение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). По окончании защиты диссертации по математике, он начал собственную научную деятельность в качестве помощника выдающегося математика финиша XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Но неспешно происходит изменение его научных заинтересованностей в пользу философии.

Философские взоры Э. Гуссерля формировались под влиянием наибольших философов XIX в. Особенную роль в формировании его взоров сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый осуждал психологизм и полагал, что истины смогут существовать независимо от того, выражены они либо нет. Данный взор, будучи воспринятым Гуссерлем, помогал его рвению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

От Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «имеется то, что разрешает типизировать психотерапевтические феномены». Интенциональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство волноваться.

Собственные идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические изучения» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи феноменологической философии и чистой феноменологии» (1913), «Трансцендентальная формальная логика и логика» (1921.

Особенность философии Э. Гуссерля пребывала в выработке нового способа. Сущность этого способа отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, возможно только через описание «феноменов», т. е. явлений, «каковые предстают сознанию по окончании осуществления «эре», т. е. по окончании заключения в скобки отечественных убеждений и философских воззрений, которые связаны с отечественной естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический способ, согласно точки зрения Э. Гуссерля, оказывает помощь постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та либо другая моральная норма, его интересует, из-за чего она — норма. Изучить гимны и обряды той либо другой религии, без сомнений, принципиально важно, но ответственнее осознать, что такое религиозность по большому счету, что делает несхожие песнопения и разные обряды религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с позиций их сущности.

«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и вероятных, как реализовавшихся языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых правилах знания и сознания, как универсальное учение о способе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, но довольно свободный от конкретных психологических актов, от его деятельности и субъекта познания.

Феноменологическая установка реализуется посредством способа редукции (кроме этого эре). На этом пути достигается познание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, талантливого иметь доопытное знание. Свойство к яркому усмотрению объективно-совершенной базы языковых выражений именуется Гуссерлем идеацией. Допущение возможности изучения данной способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о методе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой действительности. Мир, согласно точки зрения Гуссерля, конструируется сознанием.

Если судить по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический способ призван был перевоплотить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, талантливую дать верное представление о «жизненном его» конструировании и мире.

Новая философия с ее особенным, дающим слово достижение более глубоких знаний способом, в соответствии с Э. Гуссерлю, нужна вследствие того что ветхая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество имело возможность бы развиваться благополучно. Как раз в недочётах прошлой философии, по Гуссерлю, нужно искать обстоятельства кризиса европейских кризиса и наук европейской цивилизации.

Согласно точки зрения Гуссерля, философии и кризис науки обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие параметры научности прекратили функционировать. Прошлые нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

«Потому, что вера в безотносительный разум, придающий суть миру, упала, постольку упала и вера в суть истории, в суть человечества, его свободу, осознаваемую как возможность человека получить разумный суть всего личного и публичного бытия».

Мир как бы борется против стремящейся его упорядочить посредством нормативных науки и установок философии. Но для обеспечения судьбы людей он испытывает недостаток в организации посредством норм. Эта потребность постоянна, она изнуряет познающий разум. наука и Философия в кое-какие моменты истории «устают» и начинают отставать в собственных реакциях на запросы мира. наука и Философия как бы попадают в состояние растерянности. В них начинается разнобой.

В это время, что характерно и для Европы в XX в., «вместо единой живой философии, отмечает Гуссерль, мы имеем выходящий из берегов, но практически бессвязный поток философской литературы: вместо важной полемики противоборствующих теорий, каковые в споре выявляют собственный внутреннее единство, собственный согласие в главных убеждениях и непоколебимую веру в подлинную философию, мы имеем только видимость научных выступлений и видимость критики, одну только видимость важного философского общения между собой и приятель для приятеля. Это менее всего говорит об выполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе нацеленности и серьёзного сотрудничества на объективно значимые результаты. Объективно значимые — т. е. как раз очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы вероятны подлинно действительное сотрудничество и научные занятия в том месте, где так много философов и практически столько же разных философий».

Для преодоления этого Гуссерль считает необходимым «привести латентный (скрытый — С. Н.) разум к самопознанию собственных возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как подлинную возможность — таков путь настоящего осуществления метафизики либо универсальной философии».

Приведение разума к познанию собственных возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля посредством философии.

Согласно его точке зрения, философия «в изначальном смысле обозначает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего».

Потом он продолжает: «Философия, наука — это наименование особенного класса культурных образований. Историческое перемещение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на таковой но, что возможно было бы вывести методом чистого внешнего морфологического наблюдения структурных изменений. Постоянная направленность на норму внутренне свойственна интернациональной жизни отдельной личности, а из этого и нациям с их особыми общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций».

В соответствии с Гуссерлю, рвение к деятельности и идеальному нормированию жизни, появившись в Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Это рвение к организации жизни и идеальному формированию основано на определенной установке. Известны мифо-религиозная, практическая и теоретическая установки. Западная наука базируется, в соответствии с Гуссерлю, на теоретической установке. Теоретическая установка западного философа предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Гуссерль полагал, что благодаря философии, идеи которой передаются на протяжении образования, формируется идеально ориентированная социальность. Мыслитель пишет: «В данной идеально ориентированной социальности сама философия выполняет ведущую функцию и решать собственную нескончаемую задачу — функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все всеобщий идеал и идеалы, т. е. универсум всех норм».

Проверка представлений о содержании норм с позиций их правильности основывается на параметрах рациональности. Эти параметры различаются у различных групп, классов, наций. Причем «как раз отсутствие, — как думает Гуссерль, — у всех сторон подлинной рациональности и имеется источник ставшего невыносимым непонимания людьми собственного публичного существования и собственных нескончаемых задач». Достижение таковой подлинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

Гуссерль думал, что объяснение кризиса науки кажущимся крушением рациональности неоправданно. Он подчеркивал: «Обстоятельство затруднений рациональной культуры содержится… не в сущности самого рационализма, но только в его овнешнении, в его извращении «объективизмом» и «натурализмом»». Ведет к верному пониманию рациональности феноменологическая философия, которая строится на прояснении и анализе феноменов сознания и черпает из них настоящее знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все люди.

Субъективно-идеалистические допущения в философии Гуссерля в понимании явлений сознания превращают ее в далекий от современной науки миф. Но многие догадки и идеи, содержащиеся в работах Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального его культуры и развития человечества с развитием математики и другие, представляются нужными для предстоящего развития философии.

В будущем идеи феноменологической философии развивали Макс Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти в Российской Федерации и Г. Г. Шпет и др.

Феноменология Эдмунда Гуссерля (говорит Виктор Молчанов)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector