Евангелие от луки, гл. 12, 1-12.

Свт. Феофилакт (Болгарский) Фарисеи пробовали уловить Господа на слове, дабы отклонить от Него народ, а сталось наоборот. Народа сходилось ещё больше: планировали многие тысячи, и любой так стремился приблизиться к Нему, что друг друга теснили. Так истина сильна, а неправда везде бессильна! Иисус, зная коварство фарисеев, видя, что они лишь представляются вопрошающими, а на деле подыскиваются под Ним, заговорил ученикам Своим о лицемерии фарисеев, несомненно, чтобы обличить их и найти полные лицемерия сердца их. Господь именует лицемерие «закваской», по причине того, что оно терпко, полно старой злобы, изменяет и растлевает собой образ мыслей тех людей, к коим оно приразится. Потому что ничто так не изменяет нравов, как лицемерие. Исходя из этого ученикам Христовым должно бегать лицемерия. Потому что Христос, будучи Истиной (Ин. 14, 6), разумеется противоположен лжи. А всякое лицемерие, иным представляясь на вид и иным будучи на деле, выполнено лжи. Не смотря на то, что фарисеи, — говорит, — думают прикрыться лицемерием, подделывая себе благонравие, но ж, нет ничего сокровенного, дабы не открылось. Потому что все и слова, и помышления на последнем суде представятся во всей наготе (1 Кор. 4, 5). Да и в настоящей судьбе обыкновенно обнаруживается большое количество тайного. Исходя из этого, что вы сообщили в темноте и что вы говорили в дома и тайно, то будет провозглашено во свете и с кровель. — По-видимому, Он говорит это ученикам, а в это же время направляет против фарисеев, и не смотря на то, что говорит, по-видимому, ученикам, но фарисеям высказывает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших чёрных сердцах, хотя уловить Меня, то будет услышано и определено во свете, потому что Я свет (Ин. 8, 12), и вы не имеете возможность укрыться от Меня, но во Мне — Свете — распознается все, что замышляет ваша темнота. Да и то, что вы порешили между собой на ухо, стало для Меня так известно, как бы провозглашаемо было с высоких кровель.

Лопухин А.П. Он начал сказать вначале ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая имеется лицемерие. Под закваской направляться разуметь по большому счету целый образ мыслей, направление, дух учения фарисеев и их деятельности и саддукеев. Как зло, так и добро развиваются, не смотря на то, что и в противоположных направлениях. Движущею силою наряду с этим помогает закваска.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не определили бы. В чем сообщение речи с прошлым стихом? без сомнений, Господь показывает сейчас на бесполезность лицемерия: все равно истина со временем обязательно выйдет наружу.

Затруднительно растолковать и такое окончательное утверждение, по которому все тайное обязательно должно раскрыться. Разве нет тайных дел, каковые ни при каких обстоятельствах не были и не будут раскрыты? Для того чтобы рода затруднения заставляли многих новых и древних толкователей относить выполнение слов Христа только к будущему суду, в то время, когда Господь “осветит скрытое во мраке и найдёт сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Всевышнего” (1 Кор. 4:5). Так растолковывал это место Иероним, что продолжает: не опасайтесь ярости богохульников и жестокости гонителей, по причине того, что наступит сутки суда, в то время, когда обнаружатся ваша их неправда и добродетель. Но Феофилакт и Златоуст не относили этих выражений к будущему суду, а толковали их в том смысле, что истина обнаружится, и время продемонстрирует и добродетель учеников, и злобу клеветников.

Посему, что вы сообщили в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо в дома, то будет провозглашено на кровлях Кое-какие толкуют это в приложении к проповеди апостолов, сперва прикрывающейся, а позже, с победой христианства, возвещаемой открыто. Но несложнее и естественнее видеть тут продолжение речи о бесполезности лицемерия: как ни скрывает лицемер собственный душевное состояние, оно в итоге все же обнаружится очевидно для всех.

Говорю же вам, приятелям Моим: не опасайтесь убивающих тело и позже не могущих ничего более сделать; но сообщу вам, кого опасаться: опасайтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того опасайтесь.До сих пор Господь сказал о лицемерах, сейчас же обращается к приятелям Своим. От них Он ожидает не лицемерной преданности, а открытого и честного, безбоязненного служения.

Суть стиха тот, что заповедуется опасаться Всевышнего больше, чем людей, сохранять надежду на Него больше, чем на людей. Евфимий Зигабен: “ужас изгоняйте страхом, не пред людьми, а пред Всевышним”. Это толкование именуют “отличным”. О душе тут говорится, что она будет не убита, но погублена, по причине того, что, по замечанию Бенгеля, душа бессмертна.

Евангелие от Луки. Глава 12. Священник Олег Стеняев. Библейский портал

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector