Ересь киприанизма

Все еретические заблуждения, которые мы изложили выше, являются по сути дела, проявлением ереси киприанизма. Данная ересь получила свое широкое распространение в 80-х года двадцатого века и оказала значительное влияние на умы многих греческих монахов. Последствия ее мы находим и в современном афонском богословии. Давайте подробно рассмотрим эту ересь[5].

И сам митрополит Киприан, и его учение были осуждены Истинно-Православной Церковью Греции при ее первоиерархе архиепископе Хризостоме (Киусисе) в 1986 году. Киприан так и не раскаялся и не вернулся в общение с ИПЦ Греции до своей смерти. Экклесиология «киприанизма» была изложена митр. Киприаном (Куцумбасом) в работе «Экклесиологические тезисы или изложение учения о Церкви для православных, противостоящих ереси экуменизма», Фили, Аттика, 1993 г. Позже неоднократно находились некие лица, которые пытались убедить других, что это всего лишь «личное мнение», на которое имеет полное право Митр. Киприан. При этом Синод Противостоящих, к которому принадлежал митр.Киприан, заявил, что «соборно обоснованное экклесиологическое основание нашего Священного Синода Противостоящих явно отличается от экклесиологии других Синодов Отеческого календаря в Греции» (послание к РПЦЗ от 24 июня/7 июля 1993 г.). Другими словами, утверждалось не «личное», но «соборное» мнение, в том числе о том, что привнес митр. Киприан. Что же он привнес? Основная идея его в следующем: 1.Таинства, совершаемые еретиками и раскольниками, действительны до тех пор, пока их не осудит всецерковный православный Собор, а решения прежде бывших Соборов недостаточны. Отсюда делается вывод, что еретики и раскольники на самом деле таковыми не являются, а суть лишь «заболевшие в вере члены Церкви, еще не приведенные к суду» (гл. 1). 2.Православная Церковь на самом деле не едина, а разделилась на заболевших в вере и на противостоящих ереси. Еретики-экуменисты считаются членами тела Церкви и называются «православные экуменисты». Или еще «больные ветви». Таким образом, Церковь Христова, по митр.Киприану, представляется как бы деревом, одни ветви которого здоровые, а другие – больные. Но «больные» ответвления из-за своих недугов якобы не перестают быть православными. По крайней мере, до той поры, пока их болезнь не будет осуждена Всецерковным Собором как ересь. А потому здоровые ветви должны уживаться с больными, помогать им избавиться от недугов. Следовательно, митр. Киприан считает всю совокупность церквей «мирового православия» единой церковью с истинно-православными христианами, в которой действует одна и та же спасительная Благодать Всесвятого Духа.

Между тем святое предание Православной Церкви утверждает, что Православие и Церковь — нераздельны. Нельзя являться членом Церкви без правой веры. Божественный Максим Исповедник утверждал: «Бог всяческих объявил кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него». Об этом говорит и св. Киприан Карфагенский: «Как диавол не есть Христос, хотя и обманывает Его именем, так и христианином не может почитаться тот, кто не пребывает в истине Его евангелия и веры» (О единстве Церкви). В Послании восточных патриархов о православной вере сказано: «Веруем, что члены кафолической Церкви суть все и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа» (пар. 11). Таким образом, вне Православия нет Церкви, и кто искажает Православие, отпадает от Церкви. Учение митр. Киприана, несомненно, является разрушительной ересью, и это было исследовано и доказано на Архиерейском Соборе РПАЦ в 2008 году, где объявили анафему этому лжеучению, чуждому православному преданию и канонам. Ибо по православию, Церковь есть Тело Христово, оно разделиться не может, от него можно только отпасть. Как у Господа Иисуса Христа не может быть нескольких тел, так у Него не может быть и нескольких Церквей. Лжеучение митр. Киприана, тем ни менее было подхвачено некоторыми, как правило, сторонниками обновлений, изменений, реформ в церковных устоях и практике. Мирская болезнь под названием «толерантность» им представляется новым шагом в православии. Особенно же «киприанизм» опасен тем, что его адепты заявляют о себе как об «истинно-православных христианах», твердо держащихся канонов Святой Церкви, не отступающих от Истины Христовой ни в вероисповедании, ни в церковной практике[6].

Если принять учение митр. Киприана о «заболевшей части», о «больной ветви» за правильную экклесиологию, то ничего зазорного не будет в том, чтобы Московский патриархат РПЦ посчитать такой «заболевшей» ветвью. В которой, однако, совершаются и действенны все Святые Таинства, а потому никакой разницы нет, ходит ли верующий в церковь МП или нет. А дальше дело за малым: объявить МП РПЦ «матерью-церковью» и с лицемерной сокрушенностью вопрошать: откажется ли любящий сын от больной матери?

Истинное православное учение о Церкви не предусматривает никаких вероисповедных «ветвей», ни больных, ни здоровых, как не предусматривает никаких «двойников», или как сейчас говорят, «клонов». В Символе Веры мы каждый раз молимся за «единую, святую, соборную и апостольскую церковь», и это непреложно. Христова Истина тоже одна, и это тоже непреложно. Киприанизм по своей сути имеет прямое происхождение от экуменизма и является его скрытой формой. Ересь есть лжеучение и отступление от православного исповедания веры. Собор лишь констатирует факт отступления и всенародно провозглашает еретичность этого отступления для предостережения паствы. А Киприан в своих положениях дает возможность той или иной ереси (или сразу нескольким ересям) спокойно пребывать в Церкви и размывать ее вероучительную основу. В такой ситуации благодать Святого Духа неизбежно отступает от Церкви, как отступившей от Истины, хотя внешние формы церковной жизни в такой «церкви» сохраняются. Уже одно это делает киприанизм совершенно неприемлемым для православного сознания. Киприанизм представляет собой разновидность той религиозной толерантности (иначе говоря, религиозного безразличия), которая является основным идеологическим направлением современного официального Православия. В этом состоит его коварная сущность – скрытый экуменизм (криптоэкуменизм).

Киприанизм – это новая теория об отношении Церкви и ереси. Сущность этой теории можно выразить в трех пунктах:

1. Поместные Соборы не правомочны изгонять еретиков из Церкви. Это крайнее новшество. Оно ложное, так как многие Поместные Соборы изгоняли еретиков из Церкви. Примеры: 1) Поместные Соборы древней Церкви, изгнавшие Савелия и Маркиана. 2) Поместные Соборы Греческой Церкви, отлучившие римо-католиков в 1054 году и в XIV веке. 3) Поместные Соборы Русской Церкви, предавшие анафеме коммунистов и их сотрудников в 1918 году и обновленцев в 1923.

2. Только так называемые “Объединительные Соборы» — т. е. Вселенские или Всеправославные, на которых присутствуют сами еретики – могут отлучить от Церкви. Однако, даже некоторые Вселенские и Всеправославные Соборы – например, предавшие анафеме новый календарь в 1583, 1587 и 1593 – не были объединительными, и еретики, которых они осуждали, на них не присутствовали.

3. Тот, кто проповедует ересь открыто, остается членом Церкви – хотя и “больным” – до тех пор, пока не будет отлучен Вселенским или Всеправославным Собором. Если бы это было истиной, тогда в случае непроведения 8-ого Вселенского или Всеправославного Собора до конца мiра, Церковь будет безсильна отлучать любых еретиков. Теоретически тогда если Антихрист будет православным и объявит себя богом, он останется членом Церкви, несмотря на то, что бесчисленное количество Поместных Соборов Православной Церкви его анафематствует! И получается, что если он будет священником или патриархом, то он может преподавать истинные таинства!

Анафема 1983 года, произнесенная на соборе РПЦЗ, осуждает крипто-экуменическое учение киприанизма в следующих словах:

”… тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения: анафема».

Епископ Григорий (Граббе) в 1994 году дал подробный критический разбор экклесиологии митр. Киприана и пришел к выводу, что он «исповедует свое собственное и никак не православное учение о возможности благодатного действия Святого Духа в явно ставших еретическими церквах». 15-ое правило Двукратного Собора называет епископа, проповедующего ересь и над которым еще не было церковного суда, лжеепископом. По сути события архиеп. Каллиник (Сарандопулос), согласившись на объединение как с греческими киприанитами, так и с заграничными, сделал грубейшую ошибку: с еретиками не может быть не только евхаристического общения, с ними не может быть даже единой молитвы, о чем прямо говорит 45-е Апостольское Правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви, да будет извержен».

В этом контексте, будет уместно привести слова известного русского философа и богослова Алексея Степановича Хомякова: «авторитет основывается на истине, а не истина на авторитете». Соборные решения помогают верным усмотреть и держаться подальше от ереси, но они сами по себе не делают ересей еретическими. Господь сказал Никодиму: “неверующий уже осужден” (Ин. 3, 18) – до любого решения Церкви. И апостол Павел говорит: “Еретик… самоосужден” (Тит. 3, 10, 11). Так что не может быть “еще не осужденных еретиков”, как утверждают киприаниты. Все еретики осуждены сразу же, как только они проповедуют ересь публично, и являются лжеепископами даже до соборного осуждения, как это недвусмысленно подтверждено 15 Правилом Двукратного Собора 861 года.

Новомученик Марк (Новоселов), епископ Сергиево-Посадский, объяснял это учение, проводя различие между мистическим организмом Церкви и ее видимой внешней организацией. До тех пор пока еретик не осужден каноническим Собором архиереев, он остается членом видимой, внешней организации Церкви, но он уже отсечен от мистического организма Церкви Самим Христом. В соответствии с этим различием, мы можем сказать, что Арий был отсечен Господом от мистического организма Церкви немедленно, как только он объявил свою ересь публично, но от внешней организации Церкви он был отсечен Поместным Александрийским Собором при свв. Петре и Александре и затем Первым Вселенским Собором в Никее.

За почти две тысячи лет существования Православной Церкви были не раз случаи, когда клирики поддавались прелести, когда архиереи впадали в ереси. Был случай, когда почти вся внешняя церковь поддалась наущениям дьявола, и только Максим-Исповедник, стоял нелицемерно и неколебимо в вере православной. За это он был осужден, запрещен, подвергнут физическим пыткам и наказаниям, наконец, был сослан на смерть и умер. Однако силой Божественной благодати слово его сохранялось в Церкви, и 17 лет спустя те же самые архиереи на своем соборе признали правоту ими же казненного Максима. Тогда они отвергли ересь и покаялись, а Максима прославили как святого исповедника[7].

Когда ереси возникают в Церкви, они не сразу признаются таковыми всеми верующими. Некоторые видят обман сразу, другим нужно больше времени для изучения вопроса. В этот начальный период мудро давать время для открытых дискуссий перед тем, как наложить решение, обязательное для всех. Однако, этот “совещательный период” не может продолжаться слишком долго. Иначе “слово их (еретиков) как рак будет распространяться” (2 Тим. 2, 17) и приведет большее число людей к духовной смерти. Кроме того, как только ересь осуждена в одной части Православного мира, необходимо, чтобы другие части отвечали поддержкой своих братьев по вере, таким образом, проявляя Единство Церкви и укрепляя ее свидетельством против врагов Истины.

Ересь киприанизма и разоблачение фильма

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector