Епитимия за уклонение в господствующую ересь.

Предлагаемые преподобным Феодором Студитом правила, касательно епитимии для кающихся за уклонение в ересь, являются нормами, принятыми всеми исповедниками того времени. Наряду с этим кающиеся различаются, в первую очередь, по занимаемому положению в церкви: клирик, монах, мирянин. Чем выше положение, тем строже епитимия. Но самой характерной чертой этих правил есть то, что клирик, так или иначе имевший общение с еретиками, отлучается от священнодействия до соборного решения и восстановления православия. Вот преподобный Студит говорит о монахах:

“Довольно тех, о которых ты писал мне, что они раскаиваются. Для принадлежащих к нашему телу, не смотря на то, что и недостойные, будем докторами. Итак, какую епитимию при посредстве братии мы прописали пришедшему ко мне Оресту, – потому что мы не почли за благо лично видеться с ним по ряду причин, такую же пускай примут и другие, т. е. пускай не причащаются Святых Таин и выполняют другое, , пока опять не возсияет ясное небо православия. А вдруг сообщишь, произойдёт смерть? Тогда пускай причащаются. Мы верим, что грех отпустится им” (В том месте же, часть 2, письмо 11. К Навкратию сыну, стр. 342).

В другом письме преподобный говорит о разновидностях падений, в зависимости от поводов и причин, и, из этого, различает епитимии.

“Кое-какие пали по собственной воле, добровольно; другие благодаря бичевания; иные – благодаря угрозы и лишь ея одной; иные без мучений и угрозы, по одному лишь страху; а кое-какие по неведению. Этих обращающихся как должно принимать? Так, дабы они являли все хорошие плоды покаяния. Какие конкретно как раз? Непричащение Святых Таин, со усердною молитвою и слезами, первые – в продолжении трех лет; вторые – двух лет; третьи, четвертые и пятые, как первые, шестые – в продолжении одного года. По выполнении же этого, как необходимо поступать с ними? Кто из священного сонма, т. е. клирики, монахи, и не подписывался и не принимал участие в нечестивом приобщении, тот пускай остается в клире, в котором он поставлен. А кто подписался, тот пускай будет отлучен от священнослужения до православного собора, причащаясь, но Святых Таин”. (В том месте же, часть 2, письмо 40. Ко отцам гонимым, стр. 405-406).

И опять звучит то же правило: отлучение священников за общение с ересью от священнодействия до собора, восстанавливающего православие.

“Таков совет отечественный на вопрос господина игумена, дабы до праздника святых апостолов все были разрешены от епитимии, и причастились Святых Таин; но с тем, само собой разумеется, дабы священники не священнодействовали, до созвания православного собора, на котором будет сделано всецелое разрешение (по окончании всестороннего изучения) и всецелое успокоение… Но, уже наперед принята всеми такая решимость: в случае если угодно будет Всевышнему, по неисповедимым судьбам правды Его, дабы снова было воздвигнуто угнетение, то лучше перенести все кроме того до смерти, нежели предать Истину” (В том месте же, часть 2, письмо 110. К Петру епископу Никейскому, стр. 464).

Для неустоявших против ереси клириков, непременным условием покаянной епитимии есть правило – не священнодействовать. Исповедник пишет:

“Вопрос о подписавшихся и имевших общение с той же ересью клириках и монахах; как необходимо принимать таких, без епитимии либо с епитимиею? Если они обещаются больше не священнодействовать, то возможно ли нам налагать епитимии на них? – Ответ: Разумеется, что с надлежащими епитимиями; потому что не оказавшие плодов покаяния, как смогут быть хороши присоединения к православному телу? Назначить же таким епитимию и нам не предосудительно; потому что написано: Друг друга тяготы носите, и тако выполните закон Христов (Гал. 6, 2). (В том месте же, часть 3, письмо 216. К Мефодию монаху, стр. 622-626).

Общение с ересью – общение против Христа, кто имел такое общение никак не имеет возможности иметь общение со Христом, если не принесет покаяние, которое должно выражаться для каждого клирика запрещением священнослужения.

“Пресвитер, и по большому счету клирик, либо подписавшийся, либо имевший общение по страху, не вынося преследования, пускай лишается общения. Потому что, имеющий общение против Христа, как может иметь общение со Христом? Разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборного изучения… Так, для всякого монаха, так и для всякого мирянина: отлучение от общения, при других хороших плодах покаяния, в ожидании благоприятного времени для православия”. (В том месте же, часть 2, письмо 11. К Навкратию сыну, стр. 343-344).

“Пресвитеру, а следовательно и каждому священнику, обличенному в общении с еретиками, в особенности, если он и подписался, недозволительно священнодействовать до времени православного собора, на котором подобные дела будут рассмотрены и обсуждены”. (В том месте же, часть 2, письмо 204. К Ирине игумении, стр. 607-608).

“Довольно чтеца, что подвергшись епитимии, обратился, справедливо поступить так, дабы он не просматривал апостола до времени собора; потому что пресвитер, подвергшийся епитимии, отлучается от священнодействия, диакон – от диаконства, а чтец – от чтения. Мы так думаем и определяем!” (В том месте же, часть 2, письмо 102. К Филофею ктитору, стр. 588).

В случае если же епископ имел общение с ересью и ищет возвращения в православие, то он обязан покинуть епископство.

“Принимающий хлеб возможно сообщит, что он принимает от обратившегося в православие и перенесшего епитимию (епископа), но это не верно. До тех пор пока тот удерживает епископство, не смотря на то, что и не священнодействует, он не должен принимать участие во святыне. Подлинное покаяние требует покинуть епископство и уйти, как и сделали кое-какие, от них безвредно и принимать что-нибудь, с ними позволительно и вкушать и пищу”. (В том месте же, часть 2, письмо 119. К Иакову монаху, стр. 485).

Епископа, кроме того обратившегося от общения с ересью в православие, перенесшего епитимию, не совершающего богослужение, но удерживающего епископство, нельзя считать подлинным. Потому что подлинное покаяние требует покинуть епископство и уйти! Вот какая строгость святоотеческая!

“Коротко сообщить, – пишет преподобный Феодор Студит, – священник либо кроме того диакон, уличенный либо в подписке, либо в общении с еретиками, должен быть совсем отлучен от священства, равно как и от причащения, а по выполнении епитимии причащаться Святых Таин, но отнюдь не священнодействовать, до святого собора; благословлять же (очевидно – пищу, трапезу) либо молиться может как обычный монах, а не как священник, и притом по выполнении епитимии”. (В том месте же, часть 2, письмо 152. К Феодору монаху, стр. 528).

И это строгое правило, есть “неспециализированным голосом исповедников Церкви Христовой”.

Епитимия за блуд

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector