Емкость рынка и определение долей рынка. значение этих показателей маркетинговой деятельности.

Емкость рынка – объем реализованных на данном рынке товаров за определенный отрезок времени (обычно за один год) в физических величинах или стоимостном выражении. Емкость рынка отражает возможность поглощения рынком конкретного товара.

Выделяют понятия: потенциальная емкость рынка; реальная емкость рынка.

Потенциальная емкость рынка – максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители приобретают товар, исходя из максимально возможного уровня его потребления, т.е. потенциальная емкость рынка, учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной. Однако, несмотря на недостижимость этой величины, цель замерения потенциальной емкости рынка – определить стратегические перспективы развития бизнеса; оценить возможности входа на новый рынок, с целью анализа степени насыщения рынка. Оттого, как точно вы сумели рассчитать емкость рынка в том или ином регионе сбыта, зависит надежность составленных прогнозов сбыта, производственная программа предприятия, планы сбыта и т.п.

Емкость рынка рассчитывается, во-первых, применительно к конкретному региону сбыта (где ваше предприятие предполагает реализовывать свой продукт или уже ведет свой бизнес); во-вторых, она оценивается за определенный период времени.

Для оценки потенциальной емкости рынка могут применяться различные показатели, характеризующие число потенциальных потребителей, заказов на продукт (в натуральном или стоимостном выражении), совокупный спрос на продукцию или услуги.

Выбор показателей зависит о специфики деятельности конкретного предприятия. Главное – чтобы с помощью этих показателей можно было:

— оценить число потребителей в конкретном месте за конкретное время;

— отследить тенденции изменения емкости рынка, общие тенденции спроса.

Расчет потенциальной емкости рыка представляет собой последовательное применение нескольких методов расчета. После того, как получены оценки, составленные с помощью различных методов, результаты эти сопоставляются. Если расхождение не превышает 10-12%, значит, расчет произведен правильно.

Обычно для расчета потенциальной емкости рынка достаточно выбрать 2-3 метода из следующих групп:

1. определение круга потенциальных потребителей и обработка вероятного числа заказов, которую от них можно получить:

— анализ статистических данных по региону и выявление потребности в продукте на базе средних норм потребления

— определение потребности в данном продукте наиболее важных оптовых потребителей или на базе заказов

— пробный маркетинг – моделирование первоначального сбыта продукта в наиболее типичном небольшом регионе в течение непродолжительного периода времени.

2. анализ трендов – изучение динамики и структуры реализации продукта или аналогов в отрасли, регионе, др. регионах, в стране, в мире.

— определение годового (квартального, месячного) темпа и объема прироста заказов (обычно за 3-5 лет) и на этой основе общего количества заказов на следующий период.

— построение тренда (лимитного, экспоненциального) и экстраполирования тенденции прошлых периодов на будущие периоды.

3. выявление и анализ факторов влияния на динамику ёмкости рынка. При этом определяется степень изменения темпов роста (сокращения) спроса или процент сокращения (расширения) потенциальной емкости рынка.

Источники первичной информации для расчёта потенциальной емкости рынка

Источник информации Необходимые данные (что нужно искать)
Отчеты областных и городских статистических управлений Данные о демографическом составе населения региона, числе и профиле о размещенных здесь предприятий, динамике товарооборота по различным видам продуктов
Специализированные отраслевые издания (газеты, журналы) Данные о динамике спроса, росте числа заказов (за год, квартал) в отрасли, о факторах влияния о предложении продукта на рынке (какие новые продукты появились или появятся вскоре, какие заводы встали на ремонт или закрылись), о специальных факторах влияния на спрос (возможные госзаказы, спец. проекты)
Деловая пресса (газеты, фин. известия) Данные о динамике хозяйственной конъюнктуры, темпах инфляции, темпах роста экономики в целом и определенных отраслях, о динамиках доходов населения (включая региональный аспект), о платежеспособности предприятий различных отраслей, изменениях в налоговом законодательстве и правила регулирования ВЭД и т.п.

Среди методов расчета потенциальной емкости рынка, доступных небольшому предприятию или фирме – оценка потенциальной емкости регионального и национального рынков методом «определения круга потенциальных потребителей».

Потенциальная емкость рынка по нормам потребления может быть рассчитана:

1. для регионального рынка:

ГПРР = численность населения в регионе * (1-ДНП)*ДЛДД*ССНПП * 360.

где ГПРР – потенциальна емкость рынка региона в целом за год в натуральных единицах.

ДНП – доля общей численности населения региона лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть потребителями продукта.

ДЛДД – доля в общей численности населения региона лиц, которые имеют достаточный доход для приобретения продукта.

ССНПП – среднесуточная норма потребления продукта в натуральных единицах измерения.

2. для общенационального рынка:

ГПР = сумма ГПРР (по тем регионам, где произведен сложный расчет).

Здесь ГПР – потенциальный национальный рынок за год.

Определение емкости рынка путем подсчета числа потенциальных покупателей обычно применяется для продуктов потребительского назначения.

Следует помнить, что при расчете потенциальной емкости рынка речь идет о рынке для вашего предприятия и для всех ваших конкурентов, предлагающим точно такой же или аналогичный продукт в данном регионе.

Основой рассечения емкости рынка для региона обычно выступают данные областного (городского) стат. управления о демографическом составе населения, его распределении по полу, возрасту, уровню доходов, числе семей.

Анализ рынка. Маркетинг.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector