Египетские фрагменты институций гая

III, 153. Говорится кроме этого, что товарищество заканчивается при умалении правоспособности [одного из членов], поскольку по правилам гражданского права умаление правоспособности уподобляется смерти; в любом случае, но, если они опять сговорились на товарищество, то появляется новое товарищество.

154. Кроме этого в случае если имущество кого-либо из сотоварищей публично либо частным образом продается, то товарищество прекращается. Но что касается того товарищества, о котором мы говорим, т. е. заключаемого методом несложного соглашения, оно относится к праву народов и исходя из этого используется между всеми людьми по правилам естественного права. Существует и другой вид сообщества, характерный лишь римским гражданам. Так как некогда по окончании смерти отца семейства между ближайшими наследниками устанавливалось некое законное и одновременно с этим естественное сообщество, которое именовалось ercto священик cito, т. е. «при неразделенной собственности»; так как erctum свидетельствует «собственность», из этого хозяин зовется erus. Ciere же свидетельствует «дробить», откуда мы и говорим «рубить», «рассекать» и «делить». Другие же из тех, кто желал быть в одном и том же товариществе, имели возможность достигнуть этого у претора при помощи определенного легисакционного иска. В данном товариществе прочих лиц и братьев, каковые по примеру братьев объединились со собственными сочленами в товарищество, отличительной чертой было то, что один, даже в том случае, если лишь один человек из сотоварищей, при помощи манумиссии делал свободным неспециализированного раба, и тот приобретал свободу от всех [членов товарищества]; таким же образом делало вещь неспециализированной при помощи ее манципации одно лицо, которое приобретало в манципий…

IV, 17. Через требование судьи возбуждался иск , если закон приказывал, дабы об этом деле иск возбуждался [именно] так, подобно тому, как Законы XII таблиц приказывают относительно того, о чем предъявляется претензия на основании стипуляции. И это дело происходило в большинстве случаев таким образом. Истец произносил следующее: «Я утверждаю, что на основании спонсии ты обязан дать мне 10 ООО сестерциев. Я требую, дабы ты или подтвердил, или отверг это». Ответчик сказал, что он ничего не должен. Истец же произносил: «Так как ты, [ответчик], отрицаешь, я требую у тебя, претор, назначить судью либо арбитра».

Так, в этом роде исков каждый без всяких последствий давал отрицательный ответ. Совершенно верно так же те же самые Законы [XII таблиц] приказывали, дабы через требование судьи возбуждался иск о разделе наследства между сонаследниками. То же самое делал закон Лициния, в случае если возбуждался иск о разделении какой-либо общей вещи. Так, по окончании определения причины, в результате которой велся иск, арбитр давался сходу.

Иск через кондикцию возбуждался следующим образом: «Я утверждаю, что ты обязан дать мне 10 000 сестерциев. Я требую, дабы ты подтвердил либо отверг это». Ответчик говорил, что он ничего не должен. Тогда истец произносил: «Так как ты отрицаешь, то я уведомляю тебя [о встрече] на 30-й сутки для получения судьи».

17а. После этого на 30-й сутки они должны были быть на месте чтобы получить судью.

18. Condicere же на старом языке означало «объявлять, уведомлять». Так, данный иск именовался как раз в собственном значении кондикцией…

Дитесты Юстиниана1

Публикуется по: Дигесты Юстиниана. В 8 т. /

Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2002. — (Изд. длится). Кн. 1 / Пер. И. С. Перетерского, Л. Л. Кофанова; Кн. 2 / Пер. А. В. Щеголева, И. С. Перетерского; Кн. 6 / Пер. Л. Л. Кофанова, И. С. Перетерского; Кн. 7 / Пер. И. С. Перетерского, М. Д. Соломатина; Кн. 8 / Пер. И. С. Перетерского, А. А. Григорьевой; Кн. 23 / Пер. И. С. Перетерского, А. В. Щеголева; Кн. 41 / Пер. А. Д. Рудокваса, О. А. Ахтеровой; Кн. 48 / Пер. А. В. Щеголева — титулы 2, 4, А. Л. Смышляева — титулы 3, 13, 18—19

Книга первая

Титул I. О справедливости и праве

1. Ульпиан. Изучающему право нужно в первую очередь определить, откуда случилось слово «право». Право взяло собственный назва-

1 Дигесты Юстиниана (сборник цитат практически из 2000 произведений 39 римских юристов) были составлены рабочей группой во главе с Трибонианом

ние от «справедливость», потому что, в соответствии с отличному определению Цельса, право имеется наука о добром и честном. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, потому что мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия хорошего и честного, отделяя честное от несправедливого, отличая разрешённое от недозволенного, хотя, дабы хорошие совершенствовались не только методом страха наказания, но и методом поощрения призами, стремясь к подлинной, в случае если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное [право]. Публичное право — которое [относится] к положению римского страны, частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц; существует нужное в общественном отношении и нужное в частном отношении. Публичное право включает в себя священнодействия, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, потому что оно составляется либо из естественных предписаний, либо [из предписаний] народов, либо [из предписаний] цивильных. § 3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое, потому что это право свойственно не только людской роду, но и всем животным, каковые рождаются на земле и в море, и птицам; ко мне относится женщины и сочетание мужчины, которое мы именуем браком, ко мне же порождение детей, ко мне же воспитание; мы видим, что животные, кроме того дикие, владеют знанием этого права. § 4. Право народов — это то, которым пользуются населения украины; возможно легко понять его отличие от естественного права: последнее есть неспециализированным для всех пузоных, а первое — только для людей [в их отношениях] между собой1.

в 533 г. и складывались из 50 книг, любая из которых — из параграфов и титулов. Структура Дигест следующая: 1 кн. — неспециализированные вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2-й по 46 кн. — частное право; 47—48 кн. — право; 49 кн. — апелляции, фискальное и военное право; 50 кн. — административное право, определения и правила. В каждого титула каждой (не считая 30 — 32 кн.) книги цитаты размешались в такой последовательности: а) цитаты из произведений, комментирующих цивильное право («масса Сабина»); б) цитаты из произведений к преторскому эдикту («масса эдикта»); в) выдержки из сочинений по типу responsa («Ответы», «масса Папи-ниана»); г) время от времени добавочные цитаты (Appendix).

1 Ввиду особенной важности этого фрагмента отмечу все высказанные догадки об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях (не смотря на то, что эти предположения и не смогут быть признаны достаточно обоснованными): а) § 1. «Хотя… призами» (Ленель); б) § 2. «Изучение…

2. Помпоний. Подобно почитанию всевышнего1, мы должны повиноваться родине и родителям.

3. Флорентин. Мы должны отражать принуждение и противоправность, потому что правом установлено, что в случае если кто-либо сделает что-либо для защиты собственного тела, то считается совершившим правомерный поступок; и без того как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что есть преступлением (nefas)2, в то время, когда один человек сооружает козни второму.

4. Ульпиан. Освобождение от рабства относится к праву народов. Manumissio происходит от manu missio [отпущение из-под власти], т. е. дар свободы3; потому что, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет собственный происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, в то время, когда было неизвестно рабство; но по окончании того, как по праву народов появилось рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И не смотря на то, что мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, появилось три категории: свободные, и в противоположность им — рабы, и третья категория — отпущенные на волю, т. е. те, кто прекратили быть рабами.

5. Гермогениан. Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение строений, торговля, продажи и купли, наймы, обязательства, за исключением тех, каковые введены в силу цивильного права.

6. Ульпиан. Цивильное право не отделяется целиком и полностью от естественного права либо от права народов и не во всем придерживается его; в случае если мы что-либо прибавляем к неспециализированному праву либо что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т. е. цивильное, право. [§ 1. Это отечественное право состоит либо из писаного

частное» (Пернис); «Существует… частном отношении» (Пороний); «Частное право… цивильных» (Он же); в) § 3. «Естественное право… птицам» (Он же).

1 Думается, что у Помпония было написано не «всевышнего», а «всевышних» либо«Юпитера».

2 направляться свидетельствует кроме этого «нечестие», «грех».

3 Быть может, слова «т. е. дар свободы» являются доюстиниа-новой глоссемой, равно как и ряд других подобных элементарных пояснений в разных местах Дигест.

[права], либо из неписаного], как и у греков сообщено: «Из законов одни являются писаными, другие — неписаными».

7. Папиниан. Цивильное право — это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов прин-цепсов, точек зрения мудрецов. § 1. Преторское право — это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву либо для его дополнения либо исправления в целях публичной пользы; оно именуется кроме этого в честь преторов ius honorarium1.

8. Марциан. Потому что и само преторское право есть живым голосом цивильного права2.

9. Гай. Все народы, каковые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, неспециализированным для всех людей. Потому что то право, которое любой народ установил для себя, есть собственным правом страны и именуется цивильным правом, как бы собственным правом самого страны; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, выполняется у всех одинаково и именуется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. Ульпиан. Правосудие имеется неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. § 1. Предписания права сущность следующие: жить честно, не чинить вреда второму, каждому воздавать то, что ему в собственности. § 2. Правосудие имеется познание божественных и людских дел, наука о честном и нечестном.

11. Павел. Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» свидетельствует то, что постоянно является справедливым и хорошим, — каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем либо многим в каждом стране, — каково цивильное право. не меньше правильно в отечественном стране «правом» именуется ius honorarium. Говорится, что претор высказывает право [выносит решение], даже если он решает несправедливо; это [слово] относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» свидетельствует то место, в котором выносит-

1 Честь (honor); римские магистраты, в частности преторы, назывались honores, чем подчеркивается почетный, безвозмездный темперамент деятельности магистратов.

2 Цицерон (О законах, III, 1, 2) именует магистрата говорящим законом, а закон — магистратом.

Древний Рим за 20 мин.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector