Факты хозяйственной судьбе отражаются на квитанциях бухгалтерского учета методом двойной записи. Использование двойной записи имеет объективный темперамент и связано с двойственной природой фактов хозяйственной судьбе.
Двойная запись– это метод отражения операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных квитанций в одной и той же сумме.
Значение двойной записи:
1) придает бухучёту системный темперамент, снабжает связь между квитанциями;
2) содействует контролю источников активов и движения организации их формирования;
3) разрешает проконтролировать экономическое их правомерность и содержание операций, и отражение в балансе;
4) снабжает обнаружение неточностей в счетных записях.
С применением двойной записи связаны такие понятия, как бухгалтерская проводка и корреспонденция счётов.
Корреспонденцией квитанций – это связь, появляющаяся между квитанциями при отражении фактов хозяйственной судьбе, счета наряду с этим именуются – корреспондирующими.
К примеру, поступление материалов на склад организации возможно от поставщиков, подотчетных лиц, из собственного производства и т.п. Эти операции отражаются на квитанциях бухучёта следующей корреспонденцией квитанций:
а) от поставщиков:
Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Расчеты с подрядчиками и поставщиками»;
б) от подотчетных лиц:
Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами»;
в) из собственного производства:
Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Главное производство».
В данных операциях счета «Расчеты с подрядчиками и поставщиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Главное производство» являются корреспондирующими со счетом «Материалы».
Бывают случаи, в то время, когда счета не смогут корреспондировать между собой в силу экономической неоднородности, к примеру, счета «Материалы» и «Касса».
Бухгалтерская проводка – это запись, показывающая наименование дебетуемого и кредитуемого суммы и счётов регистрируемого факта хозяйственной судьбе. Бухгалтерские проводки составляются лишь на основании первичных учетных документов, в которых зафиксировано содержание операции.
К примеру, на основании приходного кассового ордера в кассу организации возвращена подотчетным лицом неиспользованная подотчетная сумма 500 руб.
Дебет счета «Касса» Кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами» на сумму 500 руб.
Для составления бухгалтерских проводок нужно знать Замысел квитанций бухучёта, осознать экономическое значение операции для организации, и какие конкретно счета бухучёта являются активными, а какие конкретно – пассивными (таблица 1).
Таблица 1 – Порядок составления бухгалтерских проводок
№ п/п | Порядок составления | Практический пример – в организацию поступили материалы от поставщика по товарной накладной № 1576 от 24.11.2015 г. на сумму 500 000 руб. |
Определяется экономический суть операции, узнается двойственная природа факта хозяйственной судьбе | С одной стороны у организации увеличились активы (материалы на складе), иначе увеличилась задолженность по кредиту перед поставщиком за материалы | |
Выбираются по Замыслу квитанций нужные квитанции для учета обозначенных по операции объектов бухгалтерского наблюдения | Для движения материалов и учёта наличия на складе организации используется счет 10 «Материалы», для учета расчетов с поставщиками – счет 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками» | |
Определяется, какие конкретно счета активные, а какие конкретно пассивные | Счет 10 «Материалы» – деятельный, по дебету отражается приход материалов (+), по кредиту – расход материалов (-). Счет 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками» (в части задолженности по кредиту) – пассивный, по дебету показывается погашение задолженности перед поставщиками (-), по кредиту – начисление задолженности (+) | |
Формируется запись | Дебет счета 10 Кредит счета 60 – 500 000 руб. |
Двойная запись в бухгалтерском учете