Другие способы обрести свободу

Предлагаю вам мало отдохнуть и совершить путешествие в экзотические государства. А правильнее — на загадочный Дальний Восток. Освобождение имеется первостепенная задача мужества, и ведут к нему различные дороги. Возможно не скрываться от трудностей, бросать им вызов, функционировать решительно. Но возможно кроме этого свести их к нулю, не разрешая ни событиям, ни страху завладеть вашим существом, стремясь к безмятежности. Следовательно, имеется два вида отваги: та, что сопротивляется, и та, что ищет спокойствия. И соответственно, два вида морали. Древнегреческий мудрец желал освободиться от тирании вещей, дабы ни обладание ими, ни их отсутствие не смущали его дух. Он проповедовал бесстрастность и невозмутимость, ataraxia и apatheia . В случае если жажды связывают, порабощают, то лучше ничего не хотеть. В случае если надежда имеется мать разочарования, лучше жить, ни на что не сохраняя надежду. Сенека толковал термин стоиков ataraxia как securitas („твердость“), еще больше подчеркивая отсутствие беспокойства, душевный покой и умиротворённость; Цицерон трактовал euthymia („благое состояние души“) и как animus terroris liber („душа, свободная от страха“), и как securitas („невозмутимость духа“). Сенека дает нам совет, разрешающий скинуть иго страха: „Ненавидь смерть, и для тебя станет презренным все, что ведет к смертной казни, будь то войны либо кораблекрушения, укусы диких животных либо груз неожиданно обрушившихся развалин“ („Изучения о природе“, II)[68]. И вправду, ужас смерти мешает людям жить. „Кто опасается смерти, по-настоящему и не живет“. Но как же не опасаться ее, в случае если нас везде подстерегают опасности? И мудрец черпал самообладание как раз в отсутствии стабильности: „В случае если желаете ничего не опасаться, не забывайте, что опасаться возможно решительно всего“.

То же самое рвение ко свободе и внутренней автономии мы находим во многих восточных учениях. Шри Кришна говорит: „Тот, кто живет без тревоги, вольный от жажд и собственного „я“, достигает мира“. Путь, предложенный Патанджали, создателем Йоги, ведет к освобождению человека от его природы, к обретению полной свободы. Непосвященный „одержим“ собственной судьбой, йог же находится вне ее течения. Хаотичной умственной деятельности, хаотичному мельтешению мыслей он противопоставляет сосредоточенность на одной точке, первый ход к окончательному отречению от мира вещей.

У стоиков поиск спокойствия выглядит пара наигранным. Неискренними кажутся мне слова Сенеки, в то время, когда он говорит Луцилию, что, в случае если мудрецу обрисовать „плен, побои, цепи, нищету, тело, терзаемое заболеванием либо насилием, он отнесет это к числу беспричинных страхов. Опасаться таких вещей должны боязливые“[69]. Восточное самообладание совсем второе, оно есть частью целостного видения мира. Это вовсе не та скороспелая успокоенность, которая достигается благодаря заимствованным техникам, в полной мере действенным в рамках методик пси-. Говорят, что во Франции растет число приверженцев буддизма, но все они, так сообщить, буддисты „выходного дня“, сводящие учение к навыкам релаксации. По-настоящему отречься от собственного „я“ — дело иное. Индусы видят в этом не уничтожение личности, а метод подлинного приобщения к вечному, очищение сознания. Ошибочно принимать подобную позицию как бесстрастный нигилизм, как равнодушие к людской боли, потакающее несправедливости. Это созидательный покой того, кто сумел прикоснуться к истокам.

В принципе, и стоики утверждали что-то подобное, потому, что верили, что мудрость содержится в способности приобщиться к универсальному разуму посредством разума человеческого и нормально принимать законы природы, не пробуя их поменять. Но лишь Спиноза, сам того не зная, смог ближе всех подойти к восточному мышлению. Быть может, как раз исходя из этого мне он представляется философом будущего. Спиноза говорит, что познающий единичные вещи и собственные аффекты светло и четко обожает Всевышнего. Через познавательную любовь к Творцу человек осознаёт, что и сам есть частичкой Всевышнего и что душа отечественная по собственной сущности вытекает из божественной природы. Так, осмотрительный полировщик хрупких линз обнаружил суть кроме того в самых глубоких глубинах страха.

О личной свободе | Совет от Гранта Кардона

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector