Древние мифы и современный человек

Джозеф Л. Хендерсон

Извечные знаки

История первобытных времен переосмысливается сейчас заново благодаря анализу знаков, мифов и образов, дошедших до нас из глубины столетий и переживших старого человека. Чем дальше археологи продвигаются в глубь столетий, тем больше мы понимаем, что серьёзны не сами исторические события, а оставляемые ими следы — изваяния, картинки, языки и храмы, повествующие о древних верах. Другие знаки открывают нам историки и филологи религии, переводя эти верования на язык понятных современных идей. Третьи вводятся в потребление антропологами культуры. Они говорят о том, что в ритуалах либо мифах мелких племенных сообществ, существующих, не изменяясь столетиями, на задворках цивилизации, возможно найти композиции все тех же знаков.

Все эти изучения помогли исправлению однобокого представления о том, что знаки —дело далекого прошлого, которое касается только отставших в развитии племен и не имеет отношения к нашей жизни с ее проблемами. В Лондоне либо в Нью-Йорке обряд плодородия эры неолита воспринимается нами как архаическое суеверие. В случае если кто-то говорит, что у него было &немного;видение либо что ему явился голос, мы не считаем, что данный человек святой либо оракул, а думаем, что у него умственные отклонения. Просматривая мифы Старой Греции либо сказания американских индейцев, мы не обнаруживаем какой-либо связи между ними и отечественным отношением к храбрецам либо происшествиям современности. В это же время, такая сообщение существует, и знаки, в которых она выражается, не утратили собственного значения для человечества.

Школа аналитической психологии д-ра Юнга есть в наши дни одним из немногих научных центров, сделавших большой вклад в переоценку и изучение таких извечных знаков. Она помогла развеять ничем не обоснованное представление, в соответствии с которому первобытный человек отличался от современного тем, что знаки для него были естественной частью повседневной жизни, в то время как для современника они как словно бы тщетны и никчемны.

Как показывал д-р Юнг в прошлой главе данной книги, человеческий разум владеет собственной историей, а психика сохраняет большое количество следов от прошлых стадий собственного развития. Более того, содержимое подсознания оказывает формирующее действие на психику. Сознательно мы можем его проигнорировать, но подсознательно мы реагируем на него и на ту символическую оболочку, включая сны, в которой это содержимое преподносится.

Человек может вычислять, что его сны произвольны и не связаны между собой. Но в случае если в течение долгого периода времени последовательно изучать все его сны, психоаналитик увидел бы, что их символика образует некую осмысленную композицию. Разобравшись в ней, больной в конечном итоге может получить новое отношение к судьбе. Кое-какие знаки в таких снах имеют своим источником то, что д-р Юнг именовал коллективным подсознательным. Это часть психики, сохраняющая и передающая общее для всего человечества психотерапевтическое наследие. Такие знаки так далеки от современного человека, что он не может сам их осознать либо усвоить.

Как раз в этом и возможно нужен психоаналитик. Быть может, больного нужно высвободить от бремени устаревших и ставших неуместными знаков. Либо, возможно, ему нужно раскрыть непреходящую сокровище ветхого знака, вовсе не погибшего, а стремящегося возродиться в современной форме.

Перед тем как психоаналитик сможет продуктивно изучить вместе с больным значение его знаков, он сам обязан как направляться разобраться в их значении и происхождении. Дело в том, что аналогии с сюжетами древних мифов, появляющиеся в снах современных людей, вовсе не поверхностны и не случайны. Они появляются, по причине того, что подсознательная часть разума современного человека сохраняет свойство создания знаков, некогда обнаружившую выражение в ритуалах и верованиях первобытных людей. Эта свойство все еще играется для психики жизненно ключевую роль. Мы зависим в основном, чем думаем, от посланий, каковые приобретаем посредством таких знаков, оказывающих действие, и на отечественные убеждения, и на поведение.

На протяжении последней войны, к примеру, обнаружился возросший интерес к произведениям Гомера, Шекспира и Толстого. Люди заново перечитывали и открывали для себя те места, в которых передавалось вечное, архетипическое значение войны. Да и у читателя, не пережившего накала чувств, характерного для армейских лет, они вызывают значительно более глубочайший отклик, чем возможно было бы ожидать. Сражения у стенку Трои были совсем не похожи на битвы при Ажинкуре либо под Бородино. Однако, великие писатели смогут выйти за границы времени и места, высказывая универсальные темы. Чтение захватывает нас, по причине того, что эти темы изначально символичны по собственной сути.

Более неожиданный пример связан с известной каждому христианину традицией празднования Рождества. В данный праздник наружу выплескиваются отечественные эмоции по поводу мифологического рождения ребенка-полубога, даже в том случае, если мы и не верим в непорочное зачатие Христа либо по большому счету не являемся верующими. Сами того не подозревая, мы сталкиваемся с символикой восстановления. Это отзвук безмерно более старого празднества солнцестояния, несущего надежду обновления задержавшегося зимнего пейзажа, простого для северного полушария. Какие конкретно бы умудренные мы ни были, нам нравится данный символический праздник, так же как и красивая пасхальная традиция красить яйца и дарить подарки от имени зайца, в которой мы с наслаждением участвуем вместе с детьми.

Но понимаем ли мы суть собственных действий в такие праздничные дни, видим ли связь между историей рождения, воскрешения и смерти Христа и народной символикой Пасхи? В большинстве случаев нам недосуг кроме того задуматься о аналогичных вопросах. Однако, все они взаимосвязаны. Распятие Христа на Страстную Пятницу на первый взгляд думается вписывающимся в ту же схему символики плодородия, которая прослеживается в обрядах, которые связаны с Осирисом, Таммузом, Орфеем и Бальдром, другими словами также спасителями собственного рода. Они кроме этого были божественного либо полубожественного происхождения, процветали, погибали и оживали. Практически они воображали циклические религии, в которых возрождение и смерть Божества — главного правителя — были всегда повторяющимся мифом.

Но с обрядовой точки зрения воскрешение Христа в Пасхальное Воскресенье очень проигрывает символике циклических религий. Так как, вознесясь, Христос сходу занимает место одесную Всевышнего-Отца, другими словами воскрешение происходит в один раз и окончательно. Эта законченность христианской концепции воскрешения (мысль Последнего Суда отмечена подобной завершенностью) отличает христианство от вторых мифов о всевышних-правителях. Христианский обряд проводится в связи с юбилеем единожды произошедшего события. Это чувство законченности было, быть может, одной из обстоятельств, побудивших ранних христиан, пребывавших еще под действием дохристианских традиций, включить отдельные элементы более древних ритуалов плодородия в христианские обряды. Верующие нуждались в повторяющемся обещании воскрешения. Именно это и символизируют кролик и пасхальные яйца.

Я привел два совсем различных примера, показывающих, что современный человек до сих пор реагирует на глубинные психологические действия для того чтобы рода, каковые для него означают не больше, чем суеверия и сказки необразованных народностей. Но это еще не все. Чем внимательнее изучаешь их роль и историю символов в жизни разных культур, тем более убеждаешься в том, что они несут с собой обновление.

Одни знаки связаны с переходным возрастом и детством, другие—с периодом зрелости, а третьи — с опытом старости, в то время, когда человек подготавливается к неизбежной смерти. Д-р Юнг обрисовал, как в снах восьмилетней девочки находились знаки, в большинстве случаев ассоциирующиеся со старостью. В ее снах образы вхождения в вхождения и жизнь в смерть появились в одной архетипической композиции. Так, подобная символическая последовательность может сформироваться в подсознательной части разума современного человека так же, как это происходило на протяжении ритуалов далекой древности. Эта решающая связь между символами и архаическими мифами, генерируемыми сферой подсознательного, имеет огромное практическое значение для психоаналитиков. Она дает им возможность выяснять и трактовать эти знаки как с позиций исторической возможности, так и с психотерапевтической. Сейчас мы разглядим пара самые важных мифов древности и узнаем, как и из-за чего они перекликаются с символическим материалом, появляющимся в отечественных снах.

Edu: Миф об Арахне

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector