Активизация учебной деятельности – это процесс психотерапевтического вовлечения обучаемых в процесс усвоения саморазвития и социального опыта.
В классических и активных формах обучения методы вовлечения обучаемых в активную учебную деятельность – разны.
В классических формах обучения это — целеустремленная деятельность учителя, направленная на использование и разработку для того чтобы содержания, форм, способов, средств и приёмов обучения, каковые содействуют увеличению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании навыков и умений, применении их на практике.
В активных формах обучения потенциал активности заложен в правилах организации занятий и в самой форме личностного развития и приобретения знаний (особым образом организованное обучающее сотрудничество).
Изменение мышления обучаемого возможно достигнуто или методом «формирования», или методом «выращивания». Второй путь есть этически и педагогически более приемлемым. Стимуляторами трансформации тут являются: требования (обратная сообщение) со стороны вторых участников, игротехников, начальников тренинга; новые средства действия, коммуникации, мышления, сотрудничества, самоопределения, общения. Как раз действия и средства мышления при групповом характере получения нужного результата, и легко появляющаяся групповая ответственность за происходящее «выращивают» потребность в преобразовательном отношении к себе, в подражании успешным примерам, в трансформации самопознания, самоопределения.
Ответственным моментом понимания сущности активного социально-психотерапевтического обучения являетсяего отграничение от созвучного «обучение социальной психологии». Ю.Н. Емельянов предлагал четко различать эти два вида обучения, имеющих различные цели, применяющих различные методы. В случае если второе подразумевает «сообщение сведений о данной науке в целом, т.е. исходит из общетеоретических положений, воображая обучаемому свободу практического приложения усвоенных знаний», то второе «предполагает учет изюминок деятельности эксперта… в рамках конкретной профессии».
Из обрисованного типа овладения умственных действий вытекает неспециализированная психотерапевтическая схема активного социально-психотерапевтического обучения: создание мотивации к тому либо иному личностному трансформации, показ в явной форме способов и пути личностной изменении, тренировка личности в практической реализации этих способов до успехи нужного уровня их эффективности.
Тренинговая несколько делается для участников необычной моделью того либо иного социально-психотерапевтического явления (неприятности) и в один момент лабораторией по его коррекции, «доведению до нормы». В ходе тренинга участники преднамеренно сталкиваются с теми же проблемами, каковые тревожат их в реальности и пробуют разрешить их. Наряду с этим, в отличие от настоящей судьбы, в тренинге имеется возможность многократно повторять попытки достигнуть действенного результата и наряду с этим не опасаться за негативные последствия, так члены группы оказывают эмоциональную помощь.
В активном социально-психотерапевтическом обучении главными психотерапевтическими механизмами, создающими личностные изменения выступают: конфронтация, корригирующий эмоциональный опыт, научение и плацебо-эффект.
Механизм конфронтации пребывает в осмыслении человеком собственного столкновения с собственным «зеркальным Я», другими словами со знанием того, как его оценивают в конкретной обстановке окружающими. Это столкновение делается вероятным благодаря обратной связи. Обратная сообщение — безоценочные вербальные и образцы и невербальные реакции действенного поведения участников занятий, демонстрируемые в ответ на активность конкретного игрока. В следствии осмысления и получения обратной связи человек поймёт, что те либо иные схемы его действий в жизненных обстановках не действенны, ущербны, а его Я-концепция страдает неточностями. Это осознание выступает в качестве мотивирующего образования, побуждающего человека к трансформациям моделей собственного поведения.
Воздействие обратной связи и механизма конфронтации возможно проследить на модели внутреннего пространства личности, предложенной Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом в 1970. Эта модель позднее по именам ее авторов была названа «окном Джогарри» (см. рис.). Модель допускает, что любая личность несет в себе как бы четыре внутренних «пространства», каковые были названы «арена», «видимость», «понимание и» слепое «пятно».
«Арена» – личностное пространство, открытое для самой личности и для окружающих, содержащее знание о личности, дешёвое ей самой и внешним наблюдателям.
«Видимость» – личностное пространство, дешёвое для самой личности и недоступное для окружающих. Тут сосредоточены страхи и тайные страсти, надежды и скрытые мотивы, информация о идеальных подлостях и рвение к подвигу.
«Слепое пятно» — личностное пространство, дешёвое для других людей и недоступное для самой личности. Тут концентрируются знания окружающих о внешних проявлениях личности (к примеру, привычки ковыряться в носу, перебивать партнера по общению, неприятный запах изо рта, неопрятность и др.).«Малоизвестное» — личностное пространство, закрытое как от личности, так и от окружающих. В данной области сосредоточены установки и неосознаваемые мотивы, скрытые возможности личности, наличие скрытой психологической патологии и т.д.
На модели «окна Джогари» видно, что чем больше раскрывается человек в ходе игр, дискуссий, тренингов, психотехнических упражнений и т.д., чем более разнообразную и полную обратную сообщение он приобретает, тем глубже он познает себя, а, следовательно, тем более адекватные стратегии сотрудничества с окружающими он выбирает, более действенно социально функционирует.
На рис.1. видно, что, раскрывая для других область «Видимость» и познавая, благодаря обратной связи, области «Слепое пятно», человек максимально расширяет область «Арена». Это расширение является следствием сужения области «Малоизвестное», другими словами бессознательного.
Механизм корригирующего эмоционального опыта пребывает в переживании участником занятий собственного прошлого, текущего либо потенциального опыта, в принятии его либо отвержение в условиях действенной эмоциональной помощи группы. Пережитая трагедия в условиях выраженного сопереживания снимает накал ее травмирующего действия, силу регулирующего влияния на чувства и поведение человека.
Механизм научения проявляется в совокупности процессов, ведущих к формированию стереотипов и привычек поведения личности в обычных жизненных и опытных обстановках. Такое научение происходит несколькими методами: способом «ошибок и проб» в ходе многократных попыток действенно дать добро ту либо иную обстановку; методом присвоения и наблюдения действенных моделей поведения вторых участников; способом инсайта и др.
Под плацебо-эффектом принято осознавать изменение в физиологическом либо психотерапевтическом состоянии человека, вызываемое приемом плацебо – безвредного препарата, назначаемого под видом лекарственного средства. В активном социально-психотерапевтическом обучении смогут спонтанно появляться либо намерено создаваться тренером (ведущим) плацебо-эффекты, вызывающие у участников чувство случившихся с ними хороших трансформаций, личностного роста. Средствами создания таких эффектов являются привнесение в процесс занятий некой сакральности, применением метафор в качестве моделей событий, регулярным подведением итогов занятий с фиксацией ощущений участников о случившихся в них трансформациях и др.
Я
Требует обратную
сообщение
То, что я знаю То, чего я не знаю
«Нова Пошта» у твоєму смартфоні. Мобільний додаток 2