До св. иоанна дамаскина (включительно).

Очень разнообразной, очень интенсивной и многоплодной деятельности Церкви во время Мировых Соборов подвел итоги, в половине VIII века, св. Иоанн Дамаскин. Догматика Дамаскина — это как бы последнее сокровенное слово золотого богословского периода всем последующим догматикам, каковые имели возможность в ней обнаружить для себя живой урок и пример того, как и в каком духе необходимо им самим вести дело собственного уяснения догматов и научного исследования так, дабы соблюсти благо веры и одновременно с этим удовлетворять современным требованиям науки. Но Восток, в силу случайных исторических событий и благодаря упадка просвещения в Греции, в развитии догматических вопросов потом не отправился. Отказавшись от живого развития догматических истин, Восток почил на механической верности старому отеческому периоду и на мертвенном хранении взятого от них наследства. В одной из Восточных Церквей, как раз Русской, еще с XVII-го столетия начали пробуждаться догматические интересы, каковые с течением времени развивались и крепли. В течение XIX-го века была переведена и изучена древнеотеческая письменность. На последовательности с этим, было обращено внимание и на западную богословскую науку. И вот под влиянием этого изучения, и собственного творчества, со второй половины XIX-го начала и века ХХ-го столетия стали появляться в Российской Федерации солидные богословские монографии, а время от времени кроме того целые совокупности, привлекавшие внимание кроме того западных ученых. Но эта деятельность была прервана с крушением Церкви и Русского государства в 1917 г.

Догматическому труду Иоанна Дамаскина предшествовали такие систематические испытания:

I. “Строматы” Климента Александрийского (†217 г.) на большом растоянии еще не воображают совокупности: тут догматические вопросы не выделены из исторических, нравственных, философских; между отдельными частями нет последовательности и внутренней связи; наряду с этим философскому элементу дается перевес над богословским в ущерб вере.

II. Несравненно выше стоит “о началах” (???? ?????) Оригена (†251 г.), — произведение, проникнутое одною целью — в возможно-полном и связном виде представить значительное и главное в учении христианском и все это философски осмыслить. Излагая в 12-ти книгах в основном догматические истины, в 3-ей книге Ориген переходит к моральным положениям; в 4-ой книге идет обращение о Священном Писании, как источнике тех и других истин. Недочёт произведения — увлечение в некоторых случаях философскими мыслями, вследствие чего кое-какие положения Оригена не смогут быть приняты с церковной точки зрения.

III. “Катехизические поучения” св.Кирилла Иерусалимского раскрывают догматическое учение по участникам знака веры; “таиноводственные” — учение о таинствах, в основном — крещении, миропомазании, Евхаристии. Правила выдвигаемые св. Кириллом — Священное Писание, вселенское учение и Священное Предание Церкви — совсем правильны. Но у Кирилла нет полноты христианского учения, разграничения догматических истин от моральных, канонических, литургических. В общем поучения св. Кирилла носят проповеднический, нравоучительный темперамент, а не систематический.

IV. Св.Григорий Нисский в собственном “великом огласительном слове” обстоятельно, научно и серьёзно раскрывает кое-какие догматы, каковые были предметом богословского внимания в его время — как раз о Пресвятой Троице, воплощении, крещении, Евхаристии и последней судьбе человека.

V. Блаженный Феодорит посвящает 23 главы в собственном сочинении “Против ересей,” в 5-ой книге изложению догматического учения; но, не смотря на то, что он пишет светло, но излагает не полно и без правильного разграничения истин.

VI. Монах Викентий Леринский в собственном “Conmiunitorium” (Наставление) дает ответственные теоретические руководственные предпосылки, при изложении догматов.

VII. Блаженный Августин написал: 1) Enchiridion ad Lau-rentium (Управление для Лаврентия), отличающееся более катехизическим характером, чем научно-систематическим. 2) De doctrina Christiana (0 христианском учении), произведение, имеющее герменевтическую цель, а не раскрытие догматов веры. 3) De civitate Dei (0 граде Божием), преследующее цель не догматическую, а философско-историческую.

VIII. После этого, должны быть упомянуты труды Геннадия Массалийского (†495 г). “De dogmatibus ecclesiasticis,” от VI-го века Фульгенция, епископа Руспенского “De fide seu de regula verae fidei,” Юнилия Африканского — “De partibus divinae legis”; от VII-ro века — Исидора Севильского — “Libri senten-tiarum” (книги точек зрения), по Августину, и Леонтия Кипрского “Loci communes” (неспециализированные места).

Иоанн Дамаскин появился в конце VII-ro либо начале VIII-го века и погиб совершенно верно неизвестно в то время, когда, — по одним в 749 г., по вторым — в 754 г., по третьим — в 777 г. Он был сыном (христианского) государственного служащего при дворе калифа Абдел-Малека — Сергия, а дедушка его именовался Мансур. Повидимому, и сам Иоанн служил калифа. Своим ученым образованием он обязан западному (сицилийскому) монаху Косме. Собственную светскую судьбу и чиновничью карьеру он переменил на судьбу ученого монаха в монастыре св. Саввы во Иерусалиме. Из этого он поражал письменно, а позже, на протяжении собственных путешествий, приведших его в Константинополь, и лично неприятелей иконопочитания.

Не считая известных трех слов в защиту икон, Иоанну Дамаскину принадлежат полемические произведения против манихеев, сарацин, яковитов (монофизитов) и несториан, догматические трактаты, гомелии и похвальные слова.

Главным произведением Иоанна Дамаскина считается “Источник знания” — “???? ???????” Это догматическая схема либо кроме того совокупность, составленная по отцам Церкви и имевшая определяющее значение для развития восточной догматики. Это произведение разделяется на три части: 1) ???????? ??????????, 2) ???? ????????, 3) ??????? ??????? ????????? ???????.

Первая часть философско-диалектическая — дает логические дефиниции, каковые должны послужить догматике, — языческие успехи, каковые должны послужить абсолютной христианской истине, как невольники царю. Аристотель, Порфирий призываются послужить Христовой истине. Вторая часть содержит историю еретиков на основании греческих ересеологов. Эти две части помогают как бы философской и исторической пропедевтикой к 3-ей части. Эта последная часть распадается (Последнее деление в собственности не самому Иоанну, а сделано в столетия схоластики) на 4 глав и 100 книги и воображает собою изложение церковного учения веры, по свидетельству выдающихся отцов — особенно Восточной Церкви, Греческой, а отчасти и Латинских. По собственной схеме она ближе всего к богословскому “compendium” у Феодорита в его 5-ой книге против ересей. Первая книга трактует о Его свойствах и Боге, как и о троичности; вторая книга — о творении природы и человека и о грехопадении последнего; 3-ья книга — о воплощении и спасении. 4-ая, наконец, учит о благодати и благодатных средствах. В общем это остроумный, ясный и ученый труд, как монументальное, последнее произведение всего патриотического периода. Пара подробнее:

В 1-ой книге (I-XIV гл.) говорится о Всевышнем, Его непостижимости, бытии, единстве, троичности лиц в Всевышнем, Его собственныйствах. О Святом Духе (1, VII гл.) сообщено: “Должно же, дабы Слово имело и Духа… Определив о Духе Божием, сопутствующем Слову и показывающем Его деятельность, не понимаем Его, как не имеющего личного бытия дыхание… Но понимаем Его, как силу независимую, которая сама по себе созерцается в особенной ипостаси, и исходящую от Отца и почивающую в Слове и являющуюся выразительницей Его, и как такую, которая не может быть отделена от Всевышнего, в котором она имеется, и от Слова, которому она сопутствует, и как такую, которая не изливается так, дабы прекратить существовать.” — (1, VIII гл).: “Верим и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего и в Сыне почивающего. От Отца исходящего и чрез Сына раздаваемого и воспринимаемого всею тварью. О Духе же Святом говорим, что Он от Отца и именуется Духом Отца. Но не говорим, что Дух от Сына; Духом же Сына Его именуем: “аще же кто Духа Христова не имать, говорит божественный апостол, этот несть Егов.” И исповедуем, что Он чрез Сына открылся и раздается нам: “потому что дуну, говорит, и глагола Своим ученикам: приимите Дух Свят, подобно тому, как из солнца и свет и солнечный луч, потому что само оно имеется источник солнечного луча и света; и чрез солнечный луч нам сообщается, и данный имеется освещающий нас и принимаемый нами.”

Исторический роман

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector