Дневник фокса микки в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов.

В первой половине 20-ых годов XIX века германский прозаик Э.Т.А. Гофман написал второй том романа, что потом получил мировую известность. «Житейские воззрения кота Мурра» — такое наименование создатель дает собственному двухтомному произведению.

Новаторство Гофмана было в том, что главным действующим лицом произведения стал кот. В случае если роман возможно было причислить к детской литературе, то кот-рассказчик прекрасно бы вписался в ряд других сказочных персонажей, но создатель писал роман, ориентируясь на взрослого читателя.

Гофман делает главным храбрецом кота, поскольку решает написать как раз сатирический роман. Создатель формирует произведение как широкую пародию на разные литературные и внелитературные явления. Одним из качеств данной многофункциональной пародии есть жанр мемуарной литературы. Гофман пародирует в собственном произведении возвышенный стиль мемуаристики тех лет.

По прошествии чуть более ста лет Саша Тёмный напишет повесть, которая будет в умах многих читателей ассоциироваться с романом Гофмана. «Ежедневник фокса Микки» равно как и «Житейские воззрения кота Мурра» будет написан от лица животного. Лишь уже не от кота, а от собаки. Принципиальным отличием повести Саши Тёмного от романа Гофмана есть то, что «Ежедневник фокса Микки» создан для детей, хоть и имеет более сложные структурные элементы, несвойственные детской литературе.

В первой половине XX века, приблизительно 20-30-е гг., среди произведений писателей русского зарубежья начинает преобладать жанр мемуарной литературы. Обусловлено это было рядом обстоятельств, одной из основных можно считать исторические события.

По окончании гражданской войны многие эмигрировавшие писатели остро почувствовали тоску по отчизне. В этих условиях среди русских писателей и начинает развиваться мемуаристическая литература. Характерное этому жанру совмещение личностно-исповедальной и объективно-познавательной линий повествования в начале 20-х годов обретает новый темперамент. Происходит это за счет того, что в роли мемуаристов выступили оказавшие за рубежом видные писатели: В. Ходасевич, Н. Тэффи, И. Шмелев, И. Бунин, М. Неприятный и др.

В качестве примеров мемуарных текстов возможно привести: «Несвоевременные мысли» «Окаянные дни», «Одесский ежедневник» И. Бунина, «Записки писателя» М. Арцыбашева, «Петербургские зимы» Г. Иванова.

Среди писателей-мемуаристов возможно выделить еще и тех, кто внес свою лепту в основном лишь в развитие конкретно мемуарного жанра. К ним относятся такие писатели, как Василий Яновский, Нина и Ирина Одоевцева Берберова.

Повесть Саши Тёмного «Ежедневник фокса Микки» — явная пародия на мемуары писателей русского зарубежья периода 20-х гг.

В «Одесском ежедневнике» И.А, Бунина имеется глава «Записная книжка», где он вспоминает о событиях 1917 года. Кроме изложения биографических фактов, в данной главе имеется еще лирические отступление, где Бунин обращается к описанию природы: « …Мрачный сентябрьский вечер, облака на западе с желтоватыми щелями, от которых облака кажутся еще чернее. Остатки листьев на деревьях у церковной ограды как-то необычно и зловеще рдеют, не смотря на то, что под ногами уже сумрак»

Для сравнения возможно привести отрывок из описания природы фоксом Микки: « Туманы – туманы – туманы. Грязь – грязь – грязь. И внезапно потянет теплом. Налетят со всех сторон безумные птицы. Небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на тёмных палках покажутся зеленые комочки. Позже они лопнут, развернутся, зацветут…Ох, прекрасно! Это именуется – весна»

Нельзя сказать, что между этими двумя отрывками возможно совершить прямую параллель, хотя бы вследствие того что Бунин обрисовывает осень, а фокс Микки – весну. Единственное, что необходимо отметить, исходя из этих отрывков, так это то, что в художественной мемуаристике писатели довольно часто обращались к природе, исходя из этого Саша Тёмный, подражая в повести мемуаристам, наделяет фокса Микки такой же чуткость к окружающей его природе, какой владеют писатели-мемуаристы.

У Бунина ужасная осень зеркально отображает исторические события. А Микки наблюдает на странности природы глазами «простодушного».

Нельзя не отметить сообщение «Ежедневника фокса Микки» Саши Тёмного и «Собачьих мемуаров» Аверченко. В самом заглавии произведения Аверченко присутствует слово, отсылающее нас к определенному литературному жанру, другими словами к жанру мемуаров. Кроме этого, в рассказе Аверченко имеется и публицистические элементы. Характерным отличием рассказа Аверченко от повести Саши Тёмного есть амбивалентность образа храбреца в «Собачьих мемуарах». Другими словами Аверченко интересует не только очеловечивание собаки, но и «особачивание» человека:

Саша Тёмный Ежедневник Фокса Мики слушать аудиосказку

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector