Критерии | Стертая форма дизартрии Дислалия (сложная полиморфная функциональная) | |
Строение артикуляционного аппарата | Довольно часто маленькая уздечка, поскольку сосательные перемещения в период гуления и лепета и артикуляторная тренировка ослаблены. | Нет. |
Неврологический статус: роды и беременность крик шкала Апгар (max 10/10) | — сглаженность носогубной складки; — вероятно лёгкое косоглазие. Осложнённые беременность (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери) и роды (затяжные; характерна легкая асфиксия). Довольно часто первый крик глухой, маленький. Асфиксия («закричал по окончании шлепков»). 7/8, 7/7, 6/7 | Без изюминок. Без осложнений. Крик звонкий, продолжительный. 8/9, 8/8 |
Кормление | Нередкие поперхивания, срыгивания. | Норма. |
Гуление, лепет | Гуление, лепет не хватает интонированные. Слабость гуления и лепета. Время от времени – исчезание лепета. | Интонированные. |
Мышечный тонус | — поменян по паретическому типу с громадной выраженностью артикуляторн., мимической и мускулатуре рук; — напряжённость корня языка, недостаточная выраженность кончика языка; — язык при открытии рта не спокойный, легко оттягивается вовнутрь; — при побуждении к действию или делается узким и удлиняется, или вялый с ограничением перемещения. | Норма. |
Моторика: неспециализированная небольшая артикуляционная | Пара замедленный темп развития (Раннее моторное развитие: держание головы, сидение, ползание — в норме. Более сложные локомоторные функции (ходьба) пара задержаны). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, стремительное уставание при ходьбе. Неточность перемещений (не имеет возможности ровно совершить линию). слабость и Неточность артикуляционных перемещений обусловлены лёгкими парезами губ и языка, диспраксией. ограниченность и Вялость перемещений языка обусловлена гиперкинезами. | Пластичность, грациозность. Вероятны негрубые нарушения. При артикулят.-фонематич. форме – трудности отбора фонем по моторному показателю. |
Точность перемещений | Снижена, нехорошее чувство ритма. | Норма. |
Обращение: | Нарушена фонетически; быть может, лексически и грамматически. (по психолого-педагогической классиф. вероятны ФНР, ФФНР, ОНР). | При акустико-фонематич. форме – фонетико-фонематичесие нарушения, при остальных – лишь фонетические. (по псих.-педагог. классиф. вероятны ФНР, ФФНР). |
— звукопроизношение: | — нарушено произношение несложных и сложных по артикуляции согласных звуков, нечеткое произношение гласных звуков; — искажения какуминальных, образующихся при поднятом и легко загнутом кончике языка: «ш», «ж», «р»; — доминирование боковых и межзубных вариантов; — автоматизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается опять в ходе связной речи. | — нарушение произношения определенных согласных звуков либо групп звуков (сложных по артикуляции); — исправленный звук легко автоматизируется. |
— просодическая сторона: | ||
голос | — часто с назализованным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, — шеи и мышц компенсаторное напряжение глотки при громкой речи. | Звонкий, чистый, богато модулированный. |
темп речи | Ускорен, реже замедлен. | Соответствует возрастной норме темпа речи. |
ритм речи | Некая аритмия связного высказывания, слоговая структура слова в части случаев формируется с задержкой. | Соответствует норме возрастного развития. |
Внятность (чёткость) произношения | Смазанность речи. | В норме. |
Саливация | В ходе речи накапливает слюну во рту, не хорошо сглатывает, в случае если продолжительно говорит, слюна подтекает из уголков рта, затруднения автоматизации сглатывания. | Сглатывание слюны автоматизируется в ходе развития речи. |
Интонация | Пара обеднена интонация; не делает пауз между фразами; повествовательная интонация не хорошо начинается. | Начинается в соответствии с возрастом. |
Речевое дыхание | — задержка в развитии; — не делает достаточного речевого вдоха; — дополнительные вдохи в ходе высказывания (в связи с этим необоснованное паузирование). | В соответствии с нормой. |
Динамика в ходе логопедических занятий | Резистентность нарушения звукопроизношения, затруднения автоматизации поставленных звуков. | Стремительная динамика, лёгкая автоматизация. |
Фонетико-фонематическое восприятие | Парциальное нарушение и касается тех звуков, каковые нарушены при произнесении. | При акустико-фонематич. форме нарушен фонематич. слух: — ослаблено фонематическое внимание, — задержка развития фонематического внимания, — особенности произносит. стороны родных людей (подражательный компонент). |
чтение и Письмо | Кое-какие чтения формирования и трудности письма, особенности при переходе на усложнённые формы заданий. | При ФФНР имеется риск письма нарушений и возникновения чтения. |
Невербальные процессы | — неточный оптико-пространственный гнозис, продолжительно не смогут ориентироваться в схеме тела; — сенсомоторное развитие задержано (зрительная агнозия, нарушения фонематического слуха); — неточно определяет цвета, не знает оттенков; — внимание неустойчивое. | При акустико-фонематич. форме нарушабтся слуховое внимание и слуховая память. |
Разделение дизартрии и диспраксии (Марианна Лынская, 2018)