Дифференциация дислалии и дизартриии

Критерии Стертая форма дизартрии Дислалия (сложная полиморфная функциональная)
Строение артикуляционного аппарата Довольно часто маленькая уздечка, поскольку сосательные перемещения в период гуления и лепета и артикуляторная тренировка ослаблены. Нет.
Неврологический статус: роды и беременность крик шкала Апгар (max 10/10) — сглаженность носогубной складки; — вероятно лёгкое косоглазие. Осложнённые беременность (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери) и роды (затяжные; характерна легкая асфиксия). Довольно часто первый крик глухой, маленький. Асфиксия («закричал по окончании шлепков»). 7/8, 7/7, 6/7 Без изюминок. Без осложнений. Крик звонкий, продолжительный. 8/9, 8/8
Кормление Нередкие поперхивания, срыгивания. Норма.
Гуление, лепет Гуление, лепет не хватает интонированные. Слабость гуления и лепета. Время от времени – исчезание лепета. Интонированные.
Мышечный тонус — поменян по паретическому типу с громадной выраженностью артикуляторн., мимической и мускулатуре рук; — напряжённость корня языка, недостаточная выраженность кончика языка; — язык при открытии рта не спокойный, легко оттягивается вовнутрь; — при побуждении к действию или делается узким и удлиняется, или вялый с ограничением перемещения. Норма.
Моторика: неспециализированная небольшая артикуляционная Пара замедленный темп развития (Раннее моторное развитие: держание головы, сидение, ползание — в норме. Более сложные локомоторные функции (ходьба) пара задержаны). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, стремительное уставание при ходьбе. Неточность перемещений (не имеет возможности ровно совершить линию). слабость и Неточность артикуляционных перемещений обусловлены лёгкими парезами губ и языка, диспраксией. ограниченность и Вялость перемещений языка обусловлена гиперкинезами. Пластичность, грациозность. Вероятны негрубые нарушения. При артикулят.-фонематич. форме – трудности отбора фонем по моторному показателю.
Точность перемещений Снижена, нехорошее чувство ритма. Норма.
Обращение: Нарушена фонетически; быть может, лексически и грамматически. (по психолого-педагогической классиф. вероятны ФНР, ФФНР, ОНР). При акустико-фонематич. форме – фонетико-фонематичесие нарушения, при остальных – лишь фонетические. (по псих.-педагог. классиф. вероятны ФНР, ФФНР).
— звукопроизношение: — нарушено произношение несложных и сложных по артикуляции согласных звуков, нечеткое произношение гласных звуков; — искажения какуминальных, образующихся при поднятом и легко загнутом кончике языка: «ш», «ж», «р»; — доминирование боковых и межзубных вариантов; — автоматизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается опять в ходе связной речи. — нарушение произношения определенных согласных звуков либо групп звуков (сложных по артикуляции); — исправленный звук легко автоматизируется.
— просодическая сторона:
голос — часто с назализованным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, — шеи и мышц компенсаторное напряжение глотки при громкой речи. Звонкий, чистый, богато модулированный.
темп речи Ускорен, реже замедлен. Соответствует возрастной норме темпа речи.
ритм речи Некая аритмия связного высказывания, слоговая структура слова в части случаев формируется с задержкой. Соответствует норме возрастного развития.
Внятность (чёткость) произношения Смазанность речи. В норме.
Саливация В ходе речи накапливает слюну во рту, не хорошо сглатывает, в случае если продолжительно говорит, слюна подтекает из уголков рта, затруднения автоматизации сглатывания. Сглатывание слюны автоматизируется в ходе развития речи.
Интонация Пара обеднена интонация; не делает пауз между фразами; повествовательная интонация не хорошо начинается. Начинается в соответствии с возрастом.
Речевое дыхание — задержка в развитии; — не делает достаточного речевого вдоха; — дополнительные вдохи в ходе высказывания (в связи с этим необоснованное паузирование). В соответствии с нормой.
Динамика в ходе логопедических занятий Резистентность нарушения звукопроизношения, затруднения автоматизации поставленных звуков. Стремительная динамика, лёгкая автоматизация.
Фонетико-фонематическое восприятие Парциальное нарушение и касается тех звуков, каковые нарушены при произнесении. При акустико-фонематич. форме нарушен фонематич. слух: — ослаблено фонематическое внимание, — задержка развития фонематического внимания, — особенности произносит. стороны родных людей (подражательный компонент).
чтение и Письмо Кое-какие чтения формирования и трудности письма, особенности при переходе на усложнённые формы заданий. При ФФНР имеется риск письма нарушений и возникновения чтения.
Невербальные процессы — неточный оптико-пространственный гнозис, продолжительно не смогут ориентироваться в схеме тела; — сенсомоторное развитие задержано (зрительная агнозия, нарушения фонематического слуха); — неточно определяет цвета, не знает оттенков; — внимание неустойчивое. При акустико-фонематич. форме нарушабтся слуховое внимание и слуховая память.

Разделение дизартрии и диспраксии (Марианна Лынская, 2018)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector