Дидактические игры

В практике профобразования дидактические игры стали широко распространены с 80-х гг. прошлого столетия. Увеличение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий учителя, мастера, обучающихся, и ясные возможности и большой воспитательный потенциал игры привлекли к ним громадное внимание.

В учебных заведениях дидактические игры проводятся, в большинстве случаев, в целях повторения, проверки и закрепления усвоения изученного материала. К таким играм относятся: соревнования «Кто стремительнее», «Кто правильнее», «Технические битвы»; турниры «Что? Где? В то время, когда?», технические КВН, решение и составление кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, содействуют более прочному запоминанию учебного материала, оказывают помощь учителю, мастеру менять напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, поменять темп деятельности, давать предупреждение переутомление обучающихся.

Использование дидактических игр взяло громаднейший импульс в связи с применением в учебном ходе компьютеров. Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у обучающихся баз компьютерной грамотности, ознакомление с языками программирования, формирования работы с компьютерами.

Одним из обширно применяемых в ходе производственного обучения типов дидактических игр являются так именуемые деловые игры, воображающие собой имитацию принятия ответов в разных искусственно созданных либо забранных из практики обстановках методом коллективного дискуссии либо разыгрывания соответствующих ролей (личных и групповых) по заданным либо выработанным самими участниками игры правилам.

Массовое использование этого типа дидактических игр обусловлено рядом обстоятельств. Одна из них связана с тем, что деловые игры в значительной мере повышают познавательную активность обучающихся. Участвуя в рабочий игре, обучающиеся приобретают и усваивают намного больше прикладной информации, чем при классическом освоении учебного материала. Характерный рабочий игре азарт, возможность рисковать разрешают участникам игры быть бо-

лее раскрепощенными, полнее показать себя. Игра содействует кроме этого формированию у обучающихся свойств к самооценке, делая ее более объективной, потому что все главные их результаты и действия полностью зависят от самих играющих, потому, что все они, в большинстве случаев, находятся в однообразных стартовых условиях.

Решая поставленную задачу, обучающиеся разбирают обстановку, выбирают хороший вариант, обосновывают правильность собственных суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т. д.

Вторая обстоятельство связана со становлением в стране рыночных взаимоотношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику опытной школы по последовательности профессий кроме профессиональных умений и специальных знаний нужен опыт делового общения в разных жизненных и опытных обстановках. Продуктивность деловых контактов довольно часто делается решающим причиной успехи поставленной цели: верный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, такт и выдержка, знание правил делового этикета разрешат завоевать уважение и доверие партнеров по общению, создать хороший имидж, а это очень принципиально важно, в особенности в начале независимого жизненного пути.

К необходимым показателям рабочий игры относятся:

наличие неприятности либо задачи, предлагаемой для ответа;

наделение играющих ролевыми функциями и ролями;

наличие между играющими сотрудничеств, повторяющих (имитирующих) отношения и реальные связи;

многозвенность цепочки ответов, вытекающих одно из другого;

наличие конфликтных обстановок благодаря различия заинтересованностей участников игры либо условий информационной неопределенности;

правдоподобие имитируемой обстановке либо ситуации, забранной из настоящей действительности;

наличие совокупности оценки результатов игровой деятельности, соревновательности либо состязательности играющих.

самые характерными обстановками деловых игр, используемых в ходе производственного обучения, являются: анализ заданных производственных условий и принятие оптимальных ответов; определение (диагностика) недостатков обработки (сборки,

регулировки, соблюдения режимов работы оборудования и т.п.) по их описанию, проявлению, показателям и характеристикам работы оборудования, по настоящим либо имитированным контрольно-измерительным средствам; определение характера деятельности рабочего, эксперта в условиях разных отклонений технологического процесса от нормы (впредь до аварийных обстановок), заданных словесно, письменно, по показаниям устройств на тренажере (имитаторе); распределение плана ролей и обсуждение действий в бригаде при получении ею определенного задания, ведение деловых переговоров и т. п.

В рабочий игре, в большинстве случаев, принимают участие:

ведущий (начальник): комплектует команды, проводит инструктаж, организует движение игры, ставит цели и общие цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в нужных случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает упрочнения для активизации команд; смотрит за ровным ходом игры;

игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают упрочнения для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс на протяжении игры;

информационно-арбитражная несколько (помощник начальника): ведет сбор и обработку своевременной информации; разбирает движение игры и дает предложения начальнику по оценке ее результатов;

игроки (члены команд), в задачу которых входит самая полная реализация поставленных целей игры.

Начальником игры есть либо мастер производственного обучения, либо мастер совместно с учителем особого предмета. Их роль и позиция в ходе рабочий игры многогранна: до игры – они инструкторы; в ходе игры – консультанты; при подведении итогов – руководители и главные судьи последней дискуссии.

Технологическая схема рабочий игры в большинстве случаев включает три этапа:

этап подготовки – разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры, описание изучаемой либо отрабатываемой неприятности, обоснование поставленной задачи, общее описание и план игры процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе кроме этого определяется режим игры, выдаются нужные для игры пакеты материалов, руководств, правил, установок, даются нужные консультации участникам игры;

этап проведения – групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», и межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа арбитров и экспертов;

этап анализа – оценка и обсуждение результатов арбитров: выступления и игры экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися выводов и своих решений. Напоследок ведущий информирует о результатах , отмечает неточности, формулирует окончательный результат совершённой игры.

Приведем кое-какие правила проведения деловых игр, следование которым повышает эффективность данной формы учебной работы.

При подготовке к игре:

в ходе сценария игры и разработки содержания направляться учитывать необходимость связи практики с теорией;

разрабатывать правила нужно совместно с обучающимися – участниками игры;

нужно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм;

снабжать всех участников игры всеми нужными дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.;

не допускать несерьезного настроя обучающихся к грядущей игровой деятельности, создавать в группе воздух настоящего творческого энтузиазма.

При проведении игры:

четко излагать правила игры, получать их принятия и понимания участниками – это во многом определяет ее успех и ход;

быть ярким участником игры, предоставлять участникам игры большую самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки обучающихся;

пристально смотреть за игровым азартом и всегда готовься к разрешению сиюминутных распрей среди участников игры;

всегда способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в ходе игры;

строго смотреть за соблюдением правил игры; не сводить игру к контролю знаний и очередному опросу обучающихся;

не торопиться с упреками нерасторопных обучающихся и с похвалами победителей;

не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, дабы он только не мешал процессу игры.

При оценке результатов игры:

получать, дабы оценка результатов игры судьями из ее участников всегда была честной и соответствовала принятым параметрам;

давая собственную оценку результатов игры, сверять собственный вывод с мнением играющих; в случае если расходятся, то поразмыслить – из-за чего, и не торопиться навязывать собственный ответ;

стараться подмечать хорошие черты у каждого играющего;

не забывать, что в развитии свойств к независимым, творческим ответам ответствен сам процесс, а не конечный итог;

обширно применять коллективную оценку результатов игры, мочь с нею соглашаться.

Одной из разновидностей деловых игр являются ролевые и управленческие игры, в то время, когда обучающиеся ставятся в условия необходимости принятия ответов в обстановках общения с товарищами. Такие игры характеризуются большим эмоциональным действием на участников, содействуют развитию и формированию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как необычная школа морали в действии.

Вот как обрисовывает такую ролевую игру мастер производственного обучения швейников: «По окончании изучения темы «Обработка карманов» провожу деловую игру с целью закрепления освоенных способов работы. Группу разделяю на четыре бригады, любая из которых делает роль одного из отделов предприятия: отдел конструкторов, отдел технологов, контролеров ОТК, отдел внедрения передовой разработке. В бригадах выбираются начальники соответствующих отделов, каковые организуют работу обучающихся согласно решению задачи: создать самая оптимальную разработку изготовления кармана из определенного материала с фасоном и заданными размерами, соответствующего заданным техническим требованиям. Конкретные задания для каждой подгруппы выдаются дифференцированно. Так, в задачу конструкторского отдела входит разработка чертежа кармана с указанием размеров и всех технических требований, отдел технологов разрабатывает технологический процесс обработки подробности с указанием необходимого оснащения и переходов. Отдел контролеров определяет предельные размеры, другие критерии и качественные показатели, по которым принимается готовая подробность. Четвертая бригада подготавливает советы по внедрению новшеств при изготовлении данного вида продукции. Для исполнения задания игры дается 30-40 мин., по окончании

чего любой отдел докладывает о итогах собственной работы. критиками и Арбитрами выступают члены вторых бригад, любой обосновывает собственный вывод, предложение, изменение, поправку. В следствии для того чтобы коллективного дискуссии выполненных заданий совместно вырабатывается самоё оптимальное ответ. Этим самым я достигаю не только закрепления взятых умений и знаний, но и в значительной мере развиваю творческую идея обучающихся».

Дидактическая игры

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector