Диалектика — это наука о всеобщей связи и развитии, наука о самые общих законах развития природы, мышления и общества.
Термин диалектика в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, дабы вскрыть несоответствия в суждениях соперника и отыскать таким методом истину. Уже в таком подходе находился зародыш современного понимания диалектики как учения, разглядывающего мир идей и материальный мир в движении, несоответствиях, развитии.
Диалектика включает в себя учение о общей их развития и связи явлений, о несоответствиях мышления и бытия, переходе количественных трансформаций в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет долгую историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей германской хорошей философии Гегеля и Канта.
Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это диалектика настоящего мира, общества и природы, она высказывает изменение и беспрерывное развитие, возникновение и общества явлений и уничтожение природы. Субъективная — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление имеется лишь отражение господствующего во всей природе перемещения методом противоположностей. Значит, зависимость тут такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии разглядывает три круга неприятностей: изюминки, отличающие развитие от всяких других типов трансформаций, вопрос об его формах и источнике развития.
В средние века, в то время, когда философия практически на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось всевышнему, исходя из этого неприятности развития природы фактически не рассматривались, не анализировались. И лишь в эпоху ренесанса, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея снова делается вопрос о бесконечности природы, ее развитии, перемещении, бесчисленности миров, связи всех предметов и явлений между собой.
Но в самая полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении германского философа Гегеля, что, теоретически подытожив историю диалектики, отправился значительно дальше собственных предшественников. Он создал на идеалистической базе совокупность диалектического миропонимания, диалектический способ и диалектическую логику, открыл фундаментальные законы диалектики.
В базе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, соответственно, имеет духовную природу. По Гегелю, лишь в понятии истина владеет стихией собственного существования и исходя из этого диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя имеется только отраженная, отчужденная форма настоящей диалектики, диалектики понятий.
2. Законы диалектики, их связь
- Закон борьбы и единства противоположностей
- Закон перехода количественных трансформаций в качественные
- Закон отрицания отрицания
Закон, по определению Гегеля, имеется отношение между сущностями. Следовательно, не любая сообщение явлений имеется закон. Она обязана носить нужный, устойчивый, повторяющийся темперамент, чтобы быть законом.
Так, закон — это устойчивая, неспециализированная, значительная, нужная, повторяющаяся общества явлений и связь природы.
Законы различаются по степени общности: общие — это законы диалектики, неспециализированные — законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы — законы, отражающие связи определенного круга явлений — биологические, химические, социальные и др.
Законы различают кроме этого по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому показателю выделяют динамические и статистические законы.
Динамические законы высказывают более несложную, однозначную сообщение. Это такая форма связи, при которой начальное состояние совокупности конкретно определяет все последующие. Зная первое, возможно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, воображающем ту либо иную форму перемещения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала планет и движения динамические законы тел Нашей системы, создала методы предсказания небесных явлений, (к примеру, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует тут в довольно чистом виде.
Воздействие статистических законов характерно для многочисленных групп явлений, где громадна роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Причинность тут проявляется в противном случае, чем в динамических законах. Начальное состояние совокупности только с некоей возможностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. К примеру, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в собственном большинстве носят статистический характер.
Помимо этого, различают функционирования и законы развития. Первые характеризуют переходы от одного состояния к второму, превращение совокупностей в друг друга и т. д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций. Законы второго вида отражают метод существования совокупностей в определенном качестве, воспроизводят тип структурных взаимоотношений в следствии влияния на совокупность условий ее существования, других систем, и взаимовлияния собственных элементов (предложения и закон спроса, ценообразования).
1.1 Закон борьбы и единства противоположностей — играется особенную роль в структуре диалектики, поскольку раскрывает движения и источник развития. Исходя из этого В. И. Ленин именовал его сутью, ядром диалектики.
Наиболее значимые категории, которыми мы оперируем, разглядывая этот закон: тождество, различие, противоположности, несоответствия.
Всем явлениям и предметам окружающего мира характерна относительная устойчивость, определенность, в противном случае они просто не существовали бы. Данный момент постоянства, устойчивости, единства, непрерывности и многообразия отражается в категории тождество.
С позиций диалектики в реальности нет безотносительного различия, как нет и безотносительной текучести. Эти понятия существуют лишь в мышлении, как, к примеру, понятие полностью тёмного тела. В конечном итоге различие и тождество взаимосвязаны и переплетаются, исходя из этого в действительности любая вещь не только равна, т. е. тождественна самой себе, но и разна в один момент. К примеру, любой растительный либо животный организм каждое мгновение изменяется, во-первых, вследствие того что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, по причине того, что происходящие в нем физиологические процессы значительно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все кроме этого пребывает в состоянии постоянных механических, электрических, химических трансформаций, начиная от минералов, заканчивая всей Почвой. Так, любой объект, сохраняя до поры до времени последовательность собственных черт ( в этом отношении он тождествен с самим собой), одновременно с этим утрачивает ряд других черт и получает новые ( в этом проявляется его отличие от самого себя).
Что такое диалектика?