Девятый век: святой фотий великий

Богословие блаженного Августина (но не его учение о благодати) в первый раз начало оспариваться на Востоке позднее, в девятом веке, в связи с известным спором о Filioque (учении об исхождении Святаго Духа кроме этого и от Сына, а не от одного Отца, как этому постоянно учили на Востоке) [9]. Так в первый раз любая часть Августинова богословия была подвергнута опробованию на Востоке одним из греческих Отцов (св. Фотием). Отцы Галлии, каковые противостояли ему в вопросе о благодати, не смотря на то, что и учили в восточном духе, все жили на Западе и писали на латинском.

Полемика IХ-го века о Filioque представляет собой широкий вопрос, по которому сравнительно не так давно вышло содержательное изучение (Richard Haugh. Photius не меньше Carolingians. Nordland, Belmont, Mass., 1975). Мы обсудим его лишь в связи с отношением св. Фотия к блаженному Августину. Это отношение в базе собственной такое же, какое высказывалось в пятом веке галльскими Отцами, но Святой Фотий дает более детальное разъяснение того, каков, фактически, православный взор на великого святого Отца, что имел неточности.

В собственном Письме к Аквилейскому Епископу, одному из ведущих апологетов Filioque на Западе при Каролингах, св. Фотий отвечает несколькими возражениями. На утверждение Амвросий, Августин, Иероним и другие — писали, что Дух Святый происходит и от Сына, св. Фотий отвечает: Если бы десять, кроме того двадцать Отцов сообщили так, но 600 и очень много не говорили того: кто будет оскорблять Отцов, не те ли, каковые заключая все благочестие немногих тех Отцов в немногия слова и поставляя их в несоответствие соборам, предпочитают их бесчисленному сонму, либо те, каковые защитниками собственными выбирают многих Отцов? Кто обижает св. Августина, Амвросия и Иеронима? Не тот ли, кто заставляет их противоречить Учителю и общему Владыке либо тот, кто ничего аналогичного не делая, хочет, дабы все следовали определению неспециализированного Владыки?

Потом св. Фотий высказывает неодобрение типично латинскому, чересчур ограниченному и логическому складу мышления: …если они прекрасно учили, то надобно принимать их мысли всем, каковые вычисляют их за Отцов; в случае если же не благочестиво говорили, то надобно отринуть их наровне с еретиками. Ответ св. Фотия этому логическому воззрению есть примером глубины, сострадания и чуткости, с которым настоящее Православие наблюдало на тех, кто ошибался в добром исповедании веры: Мало ли было затруднительных положений, каковые вынуждали многих Отцов частик) выражаться не совершенно верно, частию сказать по применению к событиям при атаке неприятелей, а иное и по людской неведению, которому подпадали и они?.. В случае если иные и говорили не совершенно верно либо, по малоизвестной для нас причине, кроме того уклонились от прямого пути; но возражений не было, и никто не вызывал их к дознанию истины, — мы оставляем их в числе Отцов, совершенно верно так же, как бы они и не говорили того, частию за известность их жизни и славу добродетелей, частию за непорочность веры их в других отношениях; но не следуем тем словам их, где они отклонились от пути истины. Мы, не смотря на то, что мы и знаем, что кое-какие из отечественных святых Отцов и наставников отклонились от исповедания подлинного учения, не принимаем как учение те области, в которых они заблуждались, но принимаем самих человеков. Так, при, в то время, когда кое-какие были осуждаемы за учение, что Дух исходит от Сына, мы не делаем допущения, неприятного слову Господню, но и не извергаем их из Отцов (Photius and Carolingians, pp. 136-137. Кое-какие места дополнены из русского перевода епископа Филарета Черниговского. Указ. соч., т. 3, с. 254-255).

В Мистагогии, более позднем трактате по вопросу об исхождении Святого Духа, св. Фотий отзывается в том же ключе об Августине и других, кто ошибался довольно Filioque, и опять защищает Августина перед теми, кто желает фальшивым образом представить его в несоответствии с церковной традицией, умоляя латинян покрыть неточности собственных Отцов благодарностью и молчанием (В том месте же, стр. 151-153).

Учение блаженного Августина о Святой Троице, подобно его учению о благодати, выяснилось неточным не столько по обстоятельству неточности в каком-то отдельном пункте, сколько из-за недостаточного знания всего восточного учения о Святой Троице. В другом случае, он, возможно, не полагал бы, что Дух исходит кроме этого и от Сына. Он, возможно, доходил ко всему учению с другой — психотерапевтической — точки зрения, что кроме этого не соответствовало восточному подходу к выражению подлинности отечественного познания Всевышнего; так, как в вопросе о благодати, так и в других, ограниченный латинский подход не столько ошибочен, какое количество узок. Несколькими столетиями позднее, великий восточный Папа, св. Григорий Палама, готовься простить кое-какие из латинских формулировок об исхождении Святого Духа (до тех пор пока их не относили к исхождению Ипостаси Святого Духа), прибавляя: Мы не должны вести себя возмутительным образом, зря ссорясь из-за слов (См.: Rev. John Meyendorf. A Study of 0regoiy Palamas. The Faith Press. London, 1964, pp. 231-232). Но кроме того к тем, кто учил об исхождении Ипостаси Святого Духа неправильно (как, согласно точки зрения св. Фотия, учил блаженный Августин), если они это делали перед тем, как спорные вопросы были полностью обсуждены в Церкви и Православное учение было ясно сформулировано, то направляться доходить к ним с терпимостью и не извергать их из Отцев.

Сам блаженный Августин, необходимо подметить, целиком и полностью заслуживал любящего снисхождения, которое обнаруживает св. Фотий в отношении его неточности. В заключении собственной книги О Троице он писал: Господи, Боже Единый, Боже Троице, то, что я сообщил в данной книге от Тебя, пускай это будет принято как Твое; в случае если же что-то я сообщил от себя, то да забудешь обиду меня Ты и те, кто Твои.

В девятом веке, в то время, когда обнаружилось еще одно важное заблуждение блаженного Августина и стало предметом споров, православный Восток относился к нему как к Святому и как к Отцу Церкви.

Иеромонах Фотий – Малиновый звон – Великий Новгород 30.05.2018


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: