Функции плюрализма:
1. Политическая дезориентация оправдание беспринципности;
2. Оружие борьбы идеалистического мировоззрения против материализма, как монизма.
3.Примирение религии и науки, мистики с целью опустить массы в пучину мракобесия.
4. Отождествление монизма с политическим и идеологическим тоталитаризмом, а плюрализма — соответственно с народовластием.
5. Обоснование равноправия разных опытов: житейского, научного, религиозного как равняется ценностных: праксиологический плюрализм.
6. Оправдание эгоизма и индивидуализма в практике и общественной жизни.
7. Оправдание идеи равноправия истин довольно одного и того же явления: гносеологический плюрализм.
8. Отрицание необходимости единой, и, первым делом, диалектико-материалистической методологии: методологический плюрализм — Анархистская эпистемология П.Фейерабенда -/1924./ С этих позиций каждые способы хороши и в познании, и объяснении: американский, философ благословляет ученых делать то, что они желают принимать любые теории и любые методы все сгодится.
Ясно, что таковой способ имеется аметодия, а его использование свидетельствует провал, как целостной картины мира, так и деградацию научного знания в целом.
9. Социологический плюрализм: отрицание ведущей и определяющей силы экономической судьбе общества — диалектического единства производительных производственных отношений и сил.
10. Индетерминизм — характерная черта теории плюрализма в современной политологии и буржуазной философии
Монизм вероятен в том месте и тогда, где и в то время, когда используется теория, талантливая объединить знание, представленное в концепциях, взорах, идеях и тому аналогичных элементах мировоззрения, в единую совокупность. Потому, что научное познание выявляет не только различные, но и прямо противоположные моменты бытия, объединяющей теорией возможно лишь материалистическая диалектика. Именно она есть учением о «том, как смогут быть и как бывают (как становятся)тождественными противоположности …»’. Исходя из этого каждая метафизическая теория обречена в собственном логическом завершении на дуализм либо плюрализм, закономерно связанные с идеализмом.
Прежде всего данное мысль касается взоров на проблему детерминизма. Нереально по окончаниидовательно монистическое мировоззрение, не опирающееся на диалектико-материалистическую концепцию детерминизма. Главной гносеологической предпосылкой антинаучного мировоззрения есть метафизическая абсолютизация в ходе познания одной из сторон развивающейся действительности.
Эта абсолютизация имеет многообразные формы проявления, отражающие в основном разные детерминистские взоры: абсолютизацию одного детерминирующего фактора и сведение качественного большое количествообразия субординированных типов детерминации к количественной множественности детерминант одного типа («панкаузализм», «кондиционализм» и т. п.); попытку преодолеть подобную односторонность введением представления о разных типах детерминизма («номологическом», «каузальном», «пробабилистском», «физическом», «логическом» и др.)2—«плюрализм детерминизма»; логическое завершение последнего подхода — абсолютизацию случайности в развитии и уход на данной базе от детерминизма к индетерминизму; подмену материального начала в детерминации совершенным. Накликанная последовательность взоров отнюдь не произвольна—в нюансе детерминистских представлений она отражает путь от метафизической абсолютизации к идеализму.
Теория плюрализма самым ярким образом связана с метафизической интерпретацией процесса детерминации. Плюрализм покоится на представлении о фактически нескончаемом количестве качественно однотипных, «равноправных» детерминант всякого события, что выступает основанием для вывода о неопределенности всех процессов, неосуществимости познать «полную обстоятельство» того либо иного события. Таковой подход практически тождествен индетерминизму и есть мировоззренческой и методологической базой субъективного идеализма.
Всякое расшатывание целостности, единства, диалектического начала в детерминизме объективно помогает плюрализму и индетерминизму. В этом смысле представляется неправомерным разделение философского и естественнонаучного детерминизма (скрытая форма «плюрализма детерминизма»), так как это имплицитно ведет к упразднению методологической и мировоззренческой функции философского принципа по отношению к конкретным наукам. Появляется парадоксальная ситуация: что «детерминистично» в плане «философского «детерминизма (к примеру, вероятностные квантовомехани-
2 Laland A. Vocabulaire technique et critique de la philosophie P, 1956. P. 224; Fisk M. Nature and Necessity. L., 1973.
Теория струн и суперструн несложными словами