Действие как основа драматургического произведения

Само слова «драма» в переводе с древнегреческого означает «действие», «действо». Однако в течение многих лет некоторые теоретики и драматурги утверждали, что в основе драматического произведения находятся художественные характеры, именно они являются главным, сущностным звеном драмы, определяющим конфликт, идейное содержание, жанровую и видовую специфику этого рода искусства.

Аристотель, обобщая опыт античной драматургии, пришел к выводу, что главным элементом трагедии является фабула. Он писал: «Фабула – это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии»[2, 58]. Фабула у Аристотеля означает нечто иное, чем то, что принято понимать под фабулой или даже сюжетом в современной литературе. Это понятие характеризует произведение как целое. Это действие не в узком только современном сюжете, но и в широком смысле – содержании произведения. Следовательно, действие (сочетание фактов, состав происшествий) является той стороной античной трагедии, в которой сосредоточен смысл целого. Понятие фабулы, по Аристотелю, вбирает в себя в немалой мере и определение идеи, содержания произведения как единства. Характерам в драматическом произведении Аристотель отводил второе место. Он писал: «Без действия не могла существовать трагедия, а без характеров могла бы. Цель трагедии – изобразить какое – либо действие, а не качество».

Лессинг в своих теоретических высказываниях отражает иную художественную эпоху, во многом иначе решающую проблемы нового искусства по сравнению с искусством древности. Уделяя большое внимание разработке проблемы художественного характера в драме, Лессинг в своем труде «Гамбургская драматургия» писал: «В трагедии действие – главное средство к характеристике изображаемого. Фабула ведь и есть то, что главным образом характеризует трагического поэта Из десяти трагических поэтов, удачно описавших нравы и чувства действующих лиц, только один безукоризненно преодолеет трудности фабулы» [13, 235-236]. Именно по средством действия, по мнению Лессинга, и раскрываются перед нами в драматическом произведении идейная проблематика, нравственные вопросы, которые ставит писатель, и характеры людей.

Гегель писал: «Действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей» [8, 227].

В.Г. Белинский писал об этом вопросе следующее: «Драма должна образовывать собою отдельный замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь у собственной цели и действуя только для себя, способствует, само того не зная, общему движению пьесы»[26, 90]. Драматургия, как писал Белинский, по своей природе наиболее проникнутый пафосом вид искусства, сущность же пафоса – борьба.

Ф.Энгельс в своих высказываниях по вопросам искусства, драматургии в частности, ставит на первое место «положения и действие». Он писал: «Я ни в коем случае не противник тенденциозной поэзии как таковой. Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами, точно так же и Данте, и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что это – первая немецкая политическая тенденциозная драма. Но я не думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, ее не следует особо подчеркивать» [26, 94-96].

Бертольт Брехт в своих многочисленных высказываниях по вопросам теории драматургии, писал за действенный театр. Такой театр по мнению Брехта, должен выдвигать на передний план сцены, в которых взаимоотношения людей показаны так, что становятся очевидны социальные законы, управляющие ими. Главная цель и задача драматургии, по Брехту, — показать изменяемость сосуществования людей, а вместе с тем и изменяемость самого человека. Достичь этого можно, только если внимательно присматриваться ко всему неустойчивому, зыбкому, относительному. «Фабула является в конечном счете главным, она – сердцевина, стержень всякого спектакля, так как именно из того, что происходит между людьми, получается все о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять».

Актер является главным носителем специфики театра, театральное искусство есть искусство коллективное и синтетическое. Но эти свойства, будучи очень важными, не являются исключительной принадлежностью театра, их можно найти и в некоторых других искусствах. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым художник пользуется для создания художественных образов. В литературе таким материалом является слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук, в скульптуре — пластическая форма. Именно в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера-образа. Действие — это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В нем участвует весь человек. Поэтому действие и служит основным материалом в актерском искусстве, определяющим его специфику. Живое наглядное человеческое действие и является материалом актерского искусства, ибо именно из действий актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами); на языке человеческих действий актер рассказывает зрителю о людях, которых он изображает. Поскольку же эти действия он извлекает из самого себя. т.е. сам их производит и при этом таким образом, что в осуществлении их принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое, мы вправе сказать, что актер сам для себя является инструментом.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: рассмотрев различные точки зрения по этому вопросу, становится ясным то, что действие занимает главенствующее положение в структуре драмы как в специфическом роде искусства.

Ярчайшие оперы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector