Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколенияявляется усиление их ориентации нарезультаты образования как системный компонент конструкции Стандартов.

Познание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко создана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности обучающегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение совокупности знаний, навыков и умений, составляющих инструментальную базу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-социальной компетентности и нравственного опыта.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих главные воспитания и процесса психологические закономерности обучения, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом неспециализированных закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психотерапевтические свойства человека имеется итог преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность методом последовательных преобразований. Так, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, первым делом, учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, в соответствии с которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический либо теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические либо научные понятия). Обучение осуществляет собственную ведущую роль в умственном развитии, в первую очередь через содержание. В базе усвоения совокупности научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития обучающихся, лежит организация совокупности учебных действий.

Изюминкой реализации деятельностного подхода при разработке Стандартов образования есть то, что цели неспециализированного образования представляются в виде системыключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей разрешает обосновать не только методы действий, каковые должны быть организованы в учебном ходе, но и содержание обучении в их связи).

В случае если приоритетом системы и общества образования есть свойство вступающих в судьбу парней самостоятельно решать поднимающиеся перед ними новые, еще малоизвестные задачи, то итог образования «измеряется» опытом ответа таких задач. Тогда на первый замысел, наровне с неспециализированной грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, к примеру, проверка и разработка догадок, умение трудиться в проектном режиме, инициативность в принятии ответов и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» таковой итог нетрадиционно – в терминах «надпредметных» свойств, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов неспециализированного образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание итогам образования социально и личностно значимого характера;
  • более эластичное и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их независимого перемещения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • значительное увеличение интереса и мотивации к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на базе формирования универсальных учебных действий, снабжающих не лишь успешное усвоение знаний, навыков и умений, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания..

Деятельностный подход в образовательных Стандартах разрешает выделить воспитания и основные результаты обучения, выраженные в терминах главных задач развития обучающихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, каковые должны быть положены в базу структурирования и выбора содержания образования.

Содержание главных задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет итог неспециализированного образования: воспитания и Основные результаты обучения в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития снабжают много возможностей обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, свойством, готовностью и мобилизацией к познанию мира, обучению, сотрудничеству, саморазвитию и самообразованию.

способности развитие – и Личностное развитие готовности обучающихся к реализации и саморазвитию творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и опытной мобильности на базе компетенции и непрерывного образования «мочь обучаться»; формированиеобраза мира, ценностно-нравственных оснований и смысловых ориентаций личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и позитивной самооценки, готовности открыто высказывать и защищать свою точку зрения, критичности к своим поступкам; развитие готовности к действиям и самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты; настойчивости и целеустремлённости в достижении целей, готовности к преодолению жизненного оптимизма и трудностей; умения и формирование нетерпимости противодействовать влияниям и действиям, воображающим угрозу судьбы, здоровью и общества и безопасности личности в пределах собственных возможностей.

Социальное развитие – формирование русском и гражданской идентичности на базе принятия обучающимися демократических сокровищ, развития толерантности судьбы в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение главных социальных ролей, правил и норм.

Познавательное развитие – формирование у обучающихся научной картины мира; развитие свойства руководить собственной познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методикой познания, способами и стратегиями учения и познания; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, внимания и произвольных памяти, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию вторых людей как партнеров в совместной деятельности и общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с задачами и целями общения, принимать участие в принятии решений и коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на базе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, разрешающими осуществлять свободное общение на русском, родном и зарубежных языках.

Деятельностный подход обуславливает изменение неспециализированной парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения обучаться как компетенции, снабжающей овладение новыми компетенциями;
  • от «изолированного» изучения обучающимися совокупности научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст ответа значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как порождения смыслов и процесса образования;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее планомерного формирования и целенаправленной организации;
  • от личной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты неспециализированного образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это, например, свидетельствует, что результаты неспециализированного образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, в первую очередь, смогут иметь темперамент универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности неспециализированного образования, интеграции и универсализации знаний. Непременно, предметный контекст так же, как и прежде ответствен (потому, что задает границы вероятных ответов), но данный базисный контекст уже недостаточен. На первый замысел начинают выходить задачи, требующие для ответа когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Пересмотр целевых приоритетов и установок в определении образовательных результатов заставляет включить в состав главных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Базу развития личности ребенка образовывает умение обучаться – познавать мир через преобразование и освоение в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия возможно выяснить как совокупность способов действий обучающегося, каковые снабжают его свойство к независимому усвоению умений и новых знаний, включая и организацию этого процесса.

Деятельностный подход в образовании (учебно-деловая игра для молодых экспертов)

Тарасенко Юлия Владимировна, преподаватель английского

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические разработки

В базе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать правила деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его его личности и сознания в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек обучается строить самого себя. Как раз через деятельность и в ходе деятельности человек делается самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Сообщённое выше имеется база концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это совокупность Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, совокупность Л.В.Занкова, совокупность “школа 2100”. Во всех этих совокупностях на первом месте стоит не накопление обучающимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в ходе деятельности ребенка в предметном мире.

Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Деятельностный подход в образовании (в воспитании и обучении) – это совсем не совокупность образовательных разработок либо методических приемов. Это собственного рода ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, это методологический базис, на котором строятся воспитания и различные системы обучения.
Процесс воспитания имеется неизменно обучение деятельности, к примеру, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности постоянно имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, другими словами имеет определенную психотерапевтическую структуру.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и обнаружить пути, а также средства, ее успехи, помогать ребенку организовать у себя самоконтроля и умения контроля, самооценки и оценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на вольный, но важный выбор той либо другой возможности.
Правила деятельностного подхода в воспитательном ходе действенно реализуются через образовательную разработку учебно-деловая игра.
Целью данной разработки есть увеличение компетенции педагогов в области организации деятельностного подхода учебно-образовательного процесса. Для этого нужно изучить правила деятельностного подхода в образовании.
Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет проект “Деятельностный подход в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом”.
Сама УДИ предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная – исследует готовности учителя и уровень понимания к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.

В ходе УДИ реализуются следующие виды деятельности:
– познавательная;
– информационная;
– групповая;
– исследовательская;
– проектная.

содержание и План учебно-деловой игры “Что такое деятельностный подход в образовании?”

Содержание Время (мин)
Рефлексия Самооценка интереса и уровня понимания к проблеме деятельностного подхода в образовании. Анкета 1,2 (Приложения 1, 2)
Вхождение в тему Обсуждение организационных моментов, деление на группы. Участники игры делятся на микрогруппы по способу “Отыщи собственную букву”. Спикеры (А1, Б1, В1, Г1, Д1, Е1) приобретают карты с заданием, где фиксируют активность, компетентность участников групп (Приложения 5-10).
Проработка темы Сенсибилизация темы. Групповая работа по освоению темы с применением активных методик. Задача группы – из бессчётных вариантов выбрать самый точный и содержательный ответ. На работу с заданием отводится 3-4 60 секунд. Через каждые 4 60 секунд группы переходят от стола к столу по маршрутному странице с целью знакомства и решения проблем по заданной теме (Приложение 4). На данном этапе употребляется прием “кластера” либо “мозгового штурма”.
Презентация результатов Группы приобретают опорные карты и, опираясь на прием “инсерта”, делают анализ собственной части проекта (Приложения 11-15)
Окончание работы Анализ целостного проекта в группах. Рефлексивный момент. Анкета 3(Приложение 3). Подготовка к следующему этапу игры. Виды деятельности, каковые формируются в учебно-деловой игре:
  • коллективно-распределительная учебная деятельность,
  • проектная деятельность,
  • информационная и познавательная деятельность.

Вебинар «Системно-деятельностный подход как методологическая база ФГОС НОО»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector