Целью деятельности ПЛ есть увеличение эффективности выполнения наказаний на базе применения достижений современной психотерапевтической практики и науки, и разрешение конфликтных обстановок и профилактика чрезвычайных происшествий.
направления и Задачи работы ПЛ:
— психодиагностика лично-психотерапевтических изюминок личности осужденных;
— коррекция и изучение личного и группового поведения осужденных, изучение социально-психотерапевтических процессов в их среде;
— предупреждение и прогнозирование негативных явлений.
Главные направления работы ПЛ с лицами, совершившими правонарушения в несовершеннолетнем возрасте, на этапе их нахождения в ПФРСИ и СИЗО:
— постановка психотерапевтического диагноза и выработка рекомендаций на базе изучения лично-прогноза и психологических особенностей личности ее поведения;
— оценка отношения личности к идеальному правонарушению и внесение рекомендаций сотрудникам вторых работ по организации работы с ней в части профилактики рецидивной преступности;
— разработка мероприятий по воспитательной, медико-психологической и социально-трудовой реабилитации с лицами, имеющими отклонения в психике;
— оказание помощи психолога в адаптации к условиям социальной изоляции, преодолении кризисных и стрессовых обстановок, оптимизации межличностных взаимоотношений и опытному самоопределению.
Особенности работы ПЛ с лицами в возрасте от 14 до 18 лет:
— психотерапевтическая профилактика негативных явлений в воспитательном центре, формирование хорошего отношения к труду, учебе, ценностям и социальным нормам;
— повышение и психологическая поддержка психотерапевтической компетентности сотрудников воспитательного центра, в частности социальных педагогов, с целью грамотной и успешной реализации психологов и рекомендаций психиатров по социально-психотерапевтической и медицинской реабилитации несовершеннолетних осужденных;
— оказание несовершеннолетним с психологическими отклонениями и относящимися к «группе риска» психотерапевтических консультаций на всех этапах проведения работы, и при ответе вопросов об трансформации условий отбывания наказаний, представления к условно-досрочному освобождению и привлечения к дисциплинарной ответственности.
Особенности работы ПЛ с лицами, достигшими 18-летнего возраста, пребывают в психотерапевтической коррекции поведения осужденных, изучении социально-психотерапевтического климата в их среде.
Особенности работы ПЛ с лицами на этапе нахождения в льготных условиях отбывания наказаний (реабилитационном центре) пребывают в оказании помощи психолога осужденным в подготовке к освобождению, а также в преодолении кризисных и стрессовых обстановок, обусловленных грядущим освобождением.
Психотехнологический инструментарий обязан учитывать специфику личностных задачи и особенностей осуждённых, решаемые психологом на различных участках воспитательного центра. Психолог совместно с социальным педагогом, оперуполномоченным, сотрудниками отдела режима и медицинской части разрабатывает комплексную программу сопровождения осужденного, с учетом вторых ресоциализации и программ исправления (режимно-поведенческая, трудовая, образовательная, опытная подготовка, социальная, религиозная и досугово-бытовая).
Психолог осуществляет сотрудничество с сотрудниками вторых подразделений воспитательного центра с учетом изюминок их профессиональной деятельности.
С социальным педагогом:
— подготовка личных психотерапевтических портретов на каждого осужденного с учетом специфики отбывания им наказания в зависимости от участка воспитательного центра (ПФРСИ, льготные условия отбывания наказаний, карантинное отделение и т.д.);
— подготовка рекомендаций по организации социально-педагогической работы с осужденными;
— консультирование сотрудников по вопросам организации личной воспитательной работы с осужденными.
С своевременным отделом:
— участие в качестве психолога-консультанта при чрезвычайных обстановках (к примеру, при групповых неповиновений либо массовых беспорядков).
С отделом охраны и режима:
— подготовка заключений на осужденных, которых рекомендуют к передвижению без конвоя (к примеру, при переводе в льготные условия отбывания наказаний);
— участие в расследовании обстоятельств актов аутоагрессии осужденных;
изучение осужденных, пребывающих в группах профилактического учета, и составление рекомендаций и заключений в работе с ними при постановки либо снятия с профилактического учета.
С образовательными учреждениями (ПУ, школой):
— участие в ответе психотерапевтических неприятностей обучающихся и педагогической деятельности преподавателей.
С медицинской частью:
— изучение медицинских карт осужденных, а также, состоящих на психиатрическом учете;
— сопровождение лиц и совместное изучение, с пограничными психологическими расстройствами;
В рамках собственной профессиональной деятельности для ответа вопросов за пределами воспитательного центра психологи ПЛ, например, взаимодействуют:
— с образовательными учреждениями по вопросам собственной опытной подготовки;
— с центрами психодиагностики территориальных органов ФСИН России и межрегиональными психотерапевтическими лабораториями по вопросам совершенствования методической базы;
— с публичными благотворительными организациями по вопросам оказания практической помощи осужденным в адаптации к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы.
Разработка личного и постоянного психотерапевтического сопровождения обеспечивается ведением единой карты работы с осужденным, заполняемой психологом, социальным педагогом и социальным работником.
Лекция 2. Структура психотерапевтической науки. Краткая черта ее главных отраслей