Что такое сырат? убеждения приверженцев сунны относительно сырата

Ас-Сафарини сообщил: «Слово сырат в арабском языке свидетельствует ‘светло обозначенный путь’. А как шариатский термин это слово свидетельствует мост, перекинутый над Адом, — пройдут по нему первые и последние, и это мост между Раем и Адом» [Ливами’ аль-анвар аль-бахиййа].

Комментатор книги «Аль-‘Акида ат-тахавиййа» разъяснил убеждения приверженцев Сунны довольно Сырата, почерпнутые из хадисов: «Мы верим в Сырат. Это мост над Адом. По окончании ухода с места предстояния люди направятся к Сырату, и, в то время, когда они приблизятся к нему, их окутает тьма. ‘Аиша передаёт: Посланника Аллаха задали вопрос:

Ас-Сафарини (да помилует его Аллах) поведал об убеждениях представителей разных направлений довольно Сырата: настоящий ли это мост, либо же это метафора? Затем он приводит вывод приверженцев истины, основанное на хадисах и аятах: «Все они согласны относительно того, что Сырат существует. Но приверженцы истины уверены в том, что Сырат — это настоящий мост, перекинутый над Адом. Он острее меча и уже волоса. Кади ‘Абд-аль-Джаббар аль-Му’тазили и многие из его последователей отвергли такое познание, сообщив, что если бы он вправду был таким, по нему нереально было бы пройти. А также в случае если допустить, что пройти по такому мосту всё-таки быть может, это явное мучение, а верующих и праведных не будут подвергать мучениям в Судный сутки. Они утверждали, что имеется в виду дорога в Эдем, о которой сообщил Всевышний; Он поведёт их прямым путём, исправит их положение (сура 47 Мухаммад аят 5), и дорога в Преисподняя, о которой кроме этого сообщил Всевышний: …и укажите им на путь в Преисподняя (сура 37 Выстроившиеся в ряды, аят 23). Кое-какие связали его с ясными доказательствами, разрешёнными дурными делами и вещами, о которых человек будет спрошен и за каковые ответит. Все это
ГЛАВА 14. ЖИТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ НАХОЖДЕНИЕ В ЭДЕМ, ЖИТЕЛИ ОГНЯ – В Пламя 465

это фальшивые и беспочвенные утверждения, потому, что мы должны осознавать текст в прямом смысле. Переход по такому мосту — вещь не более необычная, чем, скажем, хождение по воде либо зависание и полёт в воздухе. А Пророк ответил на вопрос о том, как же неверующие на протяжении Сбора будут передвигаться на собственных лицах, что Аллах способен на всё. Выдающийся учёный аль-Карафи не признавал, что Сырат будет уже волоса и острее меча, а до него такое же вывод высказывал шейх аль-‘Изз ибн ‘Абд-ас-Салям. Но правда все же пребывает в том, что о Сырате упоминается во многих точных хадисах, которые показывают, что он — настоящий, и нет оснований для того, чтобы давать его описаниям какие-то толкования. В Сахихах аль-Бухари и Муслима, а также в Муснадах, Сунанах и других Сахихах содержится очень много хадисов, в которых говорится о том, что Сырат — это мост над Адом, по которому пройдут все люди, но проходить они по нему будут по-различному» [Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа].

Аль-Куртуби упомянул о тех, кто уверен в том, что Сырат — это метафора, образное выражение, и даёт искажённое толкование в полной мере ясным текстам, в которых он упоминается: «Кое-какие из тех, кто предъявлял претензии к хадисам, в которых говорится о том, что Сырат уже волоса и острее меча, утверждают, что тут имеется в виду трудность либо же лёгкость его преодоления человеком в зависимости от его благих и плохих дел, и границ этого не знает никто, не считая Всевышнего Аллаха, потому, что это сокрыто, неизвестно. А всё сокрытое, неясное принято именовать словом дакик (которое имеет ещё значение ‘узкий’), и утверждение о том, что Сырат уже волоса, — из того же последовательности. А слова о том, что Сырат острее меча, означают, что Аллах даёт Своим ангелам правильное, чёткое повеление касательно преодоления людьми Сырата. Они тут же торопятся выполнить это веление в точности. Наряду с этим оно неотвратимо — совершенно верно так же, как клинок, в то время, когда держащий его приложив все возможные усилия вонзит его во что-то, неотвратим. В случае если заявить, что Сырат вправду острее меча и уже волоса, то это будет противоречить хадисам, в которых говорится о том, что ангелы стоят по обеим сторонам Сырата и что на нём имеется шипы и крючья, и те, кто будет проходить по Сырату, будут падать на пузо, поскальзываться, падать и опять подниматься. Упоминается кроме этого, что среди проходящих по Сырату будет человек, которому будет дарован свет, освещающий только его ноги. Это

ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 466

показывает на то, что на Сырате хватит места чтобы поставить ступни… А что-то толщиной с волос, конечно же, не разрешает осуществить всё это» [Куртуби. Тазкира].

Потом аль-Куртуби отвечает на все эти заявления: «Всё упомянутое неприемлемо и опровергается упомянутыми нами обязательностью и хадисами веры в это. Тот, Кто способен удерживать в воздухе птицу, способен удержать верующего на Сырате, и даровать ему свойство идти по Сырату либо кроме того бежать. Утверждать, что это не действительность, а только метафора, возможно только в том случае, если это не может быть действительностью, а в этом нет ничего неосуществимого, потому, что об этом говорится в хадисах, каковые к тому же переданы надёжными и хорошими доверия имамами… А кому Аллах не даровал света, у того ни при каких обстоятельствах не будет света» [Куртуби. Тазкира].

?? Акыда Амали [Убеждения Ахлю-с-Сунна Валь Джама’а]

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector