Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?

При изучении изюминок восприятия различных предметов нечайно появляется вопрос о том, что облегчает и что усложняет возможность адекватного восприятия? Одним из факторов, снабжающих адекватность восприятия, есть наличие обратной связи. В случае если ее нет, то связь между сигналами анализаторов не устанавливается. Иллюстрируя данный факт, Р. М. Грановская в собственной книге «Элементы практической психологии» приводит в качестве примера чувство человека, что принимает окружающий мир через специальные искажающие очки.

«Такие очки смогут поменять местами правую и левую либо верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа. Наряду с этим одна из частей может сжиматься, а вторая расширяться. У человека, что наденет такие очки, соответственно принимать окружающий мир! исказится и замечаемая им картина окружающего мира. В случае если испытуемому на протяжении ношения аналогичных очков не представлялась возможность практического сотрудничества с окружающей средой, то его восприятие или не перестраивалось по большому счету (оставалось неадекватным), или перестройка была только незначительной.

В то время, когда испытуемые в искажающих очках лишались возможности выполнять привычные действия по самообслуживанию, помещались в кресло, где не могли ни манипулировать предметами, ни писать, ни просматривать, а при передвижении их постоянно сопровождал экспериментатор, они видели мир искаженным, к примеру перевернутым. Но в случае если человек деятельно взаимодействовал с окружающими объектами, то, как показали опыты Стрэттона и других исследователей, кроме того при ношении таких очков неискаженное восприятие мира у него может восстановиться.

В то время, когда испытуемые, носившие такие очки, не обращая внимания на трудности, вынуждены были продолжать заниматься простой деятельностью — ходили по улицам, писали и т. п., то сначала их действия были очень неудачны. Но постепенно они приспосабливались к искаженному восприятию, и за тем наступал момент, в то время, когда восприятие перестраивалось и они начинали верно видеть мир. К примеру, известный психолог Келер поставил себя в положение испытуемого — четыре месяца носил очки с клиновидными линзами, и уже через шесть дней у него так восстановилась верная координация перемещений, что он был способен кататься на лыжах.

Причиной, облегчающим переход к правильному видению, в любых ситуациях являлось очевидное присутствие силы тяжести. В случае если испытуемому давали груз, подвешенный на нити, он адекватно принимал положение этого груза относительно нити, не обращая внимания на то что остальные предметы имели возможность еще оставаться перевернутыми. Знакомство с объектом в прошлом кроме этого ускоряло переход к разумному видению. К примеру, свеча, которая смотрелась перевернутой, пока не горела, воспринималась верно, когда ее зажигали. Легко видеть, что эти факторы говорят об огромном значении обратной связи в формировании адекватного образа.

Роль обратной связи в перестройке восприятия убедительно раскрывается и в опытах Килпатрика по восприятию пространственных взаимоотношений в деформированных помещениях (рис. 1). Эти испытания заключались в демонстрации деформированных помещений, сконструированных так, что при определенном положении наблюдателя они воспринимались как нормальные: появившаяся от них на сетчатке конфигурация была тождественна приобретаемой от простых помещений. Значительно чаще показывались помещения, стены которых образуют острые и тупые углы. Наблюдатель, сидевший у смотрового отверстия, однако принимал такую помещение как обычную. На задней ее стенке он видел маленькое и громадное окна. В конечном итоге же окна имели равные размеры, но потому, что одна стенки была расположена значительно ближе к наблюдателю, чем вторая, ближнее окно казалось ему больше, чем дальнее. В случае если после этого в обоих окнах оказались знакомые лица, то наблюдатель бывал удивлен необъяснимым для него различием в размерах лиц, ужасной величиной лица в «дальнем» окне.

Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?

Рис. 1. Объяснения в тексте

Человек может, но, неспешно наобучаться адекватно принимать такую искаженную помещение, если она является объектом его практической деятельности. Так, в случае если ему предлагают бросать мяч в различные участки комнаты либо вручают палку с разрешением прикасаться ею к углам и стенам помещения, то сперва он не имеет возможности совершенно верно выполнить указанные действия: его палка то нежданно наталкивается на, казалось бы, на большом растоянии расположенную стенке, то никак не имеет возможности коснуться ближней стенки, которая необычным образом отступает. Постепенно действия становятся все более успешными, и одновременно с этим человек обретает свойство адекватно видеть настоящую форму помещения».

По: Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

Расшифрован ЯЗЫК отечественного мозга! Что будет, в случае если человек БУДЕТ принимать мир без ограничений?


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: