Отрешение (чжи) свидетельствует отключение сознания, остановку психологической деятельности. Для этого существует три метода.
1. Отрешение посредством связывания — это первый этап упражнений, при котором направляться все внимание сосредоточить на одном месте, подобно тому как мартышку сковывают цепью. Исходя из этого способ и именуется отрешение связыванием. Значительно чаще такое связывание достигается двумя дорогами. Первый — связывающий в одну линию сердце и кончик носа — пребывает в том, дабы всецело отбросить тревожащие мысли, сосредоточить внимание на кончике носа. Второй — связывающий в одну линию сердце и точку, расположенную ниже пупка, — свидетельствует, что все внимание нужно сосредоточить на нижней части живота, которая есть центром всего тела, представить себе, как вдыхаемое ци через шнобель попадает напрямую в нижнюю часть живота. Этим отбрасываются путаные мысли, регулируется дыхание.
2. Отрешение посредством сдерживания сердца (чжисинь-чжи) предполагает, что в то время, когда обучаемый в достаточной степени овладел прошлым приемом, возможно переходить к следующему этапу отрешения, что конкретно связан с сердцем. Это значит, что необходимо осознать глубинные мысли собственного сердца и в любое время суметь сдержать его.
3. Отрешение за счет постижения истины (тичжэньчжи) — это и имеется настоящее самоотрешение. В случае если до тонкостей постичь все, о чем знает сердце, то эти мысли скоро уйдут, дабы ни при каких обстоятельствах больше не возвращаться. Так, все, что тревожит, должно ограничиваться и устраняться не при помощи волевого упрочнения, а естественным методом. Отсутствие неспокойных мыслей и имеется истина. Сердце на этом успокаивается, исходя из этого способ и именуется отрешение за счет постижения истины&направляться;.
Созерцание (гуань) свидетельствует не внешнее, а внутреннее наблюдение собственного сердца с закрытыми глазами. Существуют три вида созерцания:
1. созерцание Вселенной (кунгуань) — это созерцание всей совокупности вещей и предметов Вселенной, каковые всегда изменяются, появляются, развиваются и исчезают, извлечение их сути и, так, достижение беспредметного созерцания;
2. созерцание мнимого (цзягуань) — это мнимое представление о предметах Вселенной, каковые образуются в следствии слияния внутренних и внешних обстоятельств. Слияние внутреннего и внешнего ведет к рождению нового, их разделение — к смерти. Такие же закономерности свойственны для падений и взлётов в отечественном мышлении, они совсем неуловимы;
3. срединное созерцание (чжунгуань) — это в то время, когда при созерцании Вселенной не стремятся в мыслях удержать Вселенную, при созерцании мнимого не стремятся ухватить образ, отрешаются как от настоящего, так и от мнимого мира, каковые не имеют опоры в сердце при полной его ясности.
Иначе говоря необходимо сосредоточенно думать о чем-то одном, дабы отрешиться от всего другого и достигнуть полной ясности, дабы созерцать. На протяжении отрешения нельзя уходить от созерцания, на протяжении созерцания нельзя расставаться с отрешением.
В этом и состоит метод отрешенного созерцания, узнаваемый кроме этого как один из способов вхождения в покой.
_____
Чжигуань. — Буддистский термин, что свидетельствует чистое созерцание, отрешение от земных благ (Samatha — Vipasyanani) (см.: БКРС. — Т. 2. — С. 221; см. кроме этого Приложение 3).
Теория чжигуань была детально обрисована в произведениях фактического основателя и патриарха школы Тяньтай Чжи И (538-597 гг.) и высказывает пути и сущность просветления его успехи. В буддологических произведениях предлагается более глубокое толкование этого термина: прекращение [неведения] и познание [истинного вида всех дел и вещей] (Игнатович А.Н. Тяньтайская теория чжигуань: Неспециализированная черта // 14-я науч. конф. ОГК. — М., 1983. — Ч. 1. — С. 165); самопрекращение и самосовершенствование (Профатилов И.А. Влияние теории Чжи И на формирование медитативной практики в школах Чань и Цэинту // 22-я науч. конф. ОГК. — М., 1991. — Ч. 3. — С. 64). В этом случае китайские авторы дают облегченное толкование термина, потому, что их интересуют чисто прикладные нюансы медитативной практики буддистских школ. В вышеупомянутой статье И.А. Профатилова кроме этого указывается на использование способов цигуна при счете дыхания и следовании дыханию с целью достижения чжигуань.
сериал