Чему служит философия?

3. Так, мы приходим к значительному вопросу: чему помогает философия? Философия сама по себе выше утилитарной сферы. И по данной причине философия в высшей степени нужна людям. Она заставляет их отыскать в памяти о высшей пользе тех вещей, каковые имеют отношение не к средствам, а к цели. Так как люди не живут только хлебом, техническими открытиями и витаминами. Они живут реалиями и ценностями, каковые возвышаются над временем и хороши познания сами по себе; они питаются той невидимой пищей, что поддерживает жизнь духа и заставляет их задуматься не только о тех либо иных средствах, служащих их жизни, но и о самом смысле существования, надежды и страдания.

Философ во граде говорит о высшем преимуществе мышления; он демонстрирует то, что в человеке есть вечным, он стимулирует отечественную жажду чистого, незаинтересованного познания, постижения тех фундаментальных реалий, затрагивающих природу вещей, природу духа, самого человека, Всевышнего, что выше и независимо от всего, что мы можем сделать, произвести либо сотворить и от чего зависит вся отечественная практическая активность, потому, что мы, перед тем как функционировать, мыслим, и нет ничего, что может сократить поле отечественного мышления: отечественные практические ответы зависят от позиции, занимаемой нами довольно предельных вопросов, каковые людская идея способна поставить. Вот из-за чего философские совокупности, каковые не предназначены для применения и практического использования, владеют, как я отметил сначала, таким влиянием на человеческую историю.

Приверженцы диалектического материализма заявляют, что задача философии — не в созерцании мира, а в его трансформации: философия по существу делается праксисом, инструментом действия, властью над вещами. Тут мы имеем дело только с возвращением ветхого власти и магического смешения познания и с полным непониманием функции мышления. Философия имеется по существу незаинтересованная деятельность, ориентированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. И как раз исходя из этого мы нуждаемся в ней. В случае если философия и имеется одна из сил, которая содействует трансформациям и движению истории, происходящим в мире, это случается вследствие того что философия в собственном изначальном предопределении, пребывающем в метафизическом проникновении в бытие, очень внимательна к созерцанию и выявлению того, что имеется истина в определенных сферах, владеющих независимой значимостью независимо от происходящего в мире, и именно по данной причине она оказала значительное влияние на мир.

4. Два нюанса деятельности философа во граде владеют, как мне думается, особенной значимостью как раз сейчас. Они затрагивают Свободу и Истину.

Чрезвычайной опасностью, которая угрожает современному обществу, есть ослабление эмоции Истины. С одной стороны, люди очень привыкли мыслить по принципу ответов и вопросов приспособляясь к окружающим условиям; иначе, они так дезориентированы пропагандой и политической рекламой, искусно применяющей язык, что испытывают соблазн покинуть каждый интерес к истине: для них имеют значение только практические результаты либо чисто материальное постижение цифр и фактов без внутренней связи с какой-либо реально постигаемой истиной. Философ, посвящая себя фактически умозрительной задаче, оставляет вне внимания интересы людей, либо социальной группы, либо страны, и напоминает обществу об полном и неколебимом характере Истины.

Говоря о Свободе, он напоминает обществу, что свобода имеется условие интеллектуальной деятельности. И это — требование самого неспециализированного блага общества, которое распадается, когда ужас, преобразовываясь во внутреннее убеждение, делается собственного рода показателем людской ума. Итак, философ, даже если он заблуждается, по крайней мере вольно осуждает то, к чему привязаны его современники. Сократ дал пример таковой критической деятельности, которая внутренне свойственна философии. Кроме того в случае если град высказал ему собственную признательность в очень специфической форме, он остается великим примером философа во граде. Наполеон не без основания ненавидел идеологов, и диктаторы, повинуясь неспециализированному правилу, ненавидят философов.

Философия морали

Я сказал в первую очередь о спекулятивной, либо теоретической, философии, главной ветвью которой есть метафизика. Имя Сократа приводит нас к второму типу философии, в частности к моральной, либо практической, философии.

Тут потребность общества в философии, в здравой философии, обнаруживается самым ярким образом.

Частенько приходится констатировать, что наука снабжает нас средствами все более могучими, все более удивительными. Но эти средства смогут быть использованы и во благо, и, во зло. Это зависит от целей, во имя которых их употребляют. А установление подлинных и настоящих целей людской судьбе не относится к области науки. Оно в собственности мудрости. Иначе говоря оно относится к области философии — и чтобы сообщить всю правду,— не только только к философской мудрости, вместе с тем к мудрости, что исходит от дара Божьего. С данной точки зрения град испытывает потребность в философах. В еще большей степени ему необходимы святые.

Иначе, науки о человеке — психология, социология, этнология — дают нам неисчислимый и все возрастающий материал относительно поведения отдельных коллективов и людей, и фундаментальных человеческой цивилизации и компонентов жизни. Это сильно помогает нам в отечественном упрочнении по проникновению в мир человека. Но целый данный материал, все огромные фактические эти не представили бы ничего хорошего, если бы они не были трактованы методом, разрешающим нам раскрыть, что имеется человек. И именно на долю философа выпадает эта работа по интерпретации.

Я утверждаю, что обществу настоятельно нужна такая работа. Так как чистая материальная информация и все вероятные жанры отчетов Кинси довольно людских нравов смогут скорее расшатать фундаментальные верования любого общества, если они не сопровождаются верным пониманием человека, которое зависит в конечном итоге от мудрости и от философии. Только философское познание человека разрешает нам, к примеру, отличать то, что соответствует природе и разуму человека, да и то, как люди себя практически ведут как правило; иначе говоря отличать методы поведения, каковые вправду обычны, и методы поведения, каковые статистически превалируют.

6. Наконец, в то время, когда осуществляется переход к нормам и ценностям морали, анализ отечественного современного мира заставляет нас сформулировать следующее замечание: настоящее несчастье пребывает в том, что цивилизация страдает от пропасти между идеалом, что задает основания свойственных ей действия и способов жизни и за что она сражается , и внутренним размещением духа, его наличным состоянием, свойственным людям, вносящим в судьбу неуверенность и сомнение довольно самого этого идеала. В конечном итоге психология общества либо цивилизации, память об опыте прошлого, среды и традиции семьи, тип эмоционального темперамента либо вегетативных структур чувственности смогут поддержать в практическом поведении людей преклонение и уважение перед ценностями и правилами, каковые потеряли доверие их интеллекта. В подобном случае они, в случае если необходимо, еще готовы погибнуть, только бы отказаться от совершения какого-либо безнравственного действия, либо обезопасисть справедливость и свободу, но они чувствуют затруднения в обретении рационального обоснования понятий справедливости, свободы, нравственного поведения; эти вещи не имеют более для их умов объективной и абсолютной сокровище и, возможно, кроме того значимости. Подобная обстановка вероятна, но она не вечна. Придет день, когда люди отвергнут практически, на практике, эти ценности, довольно которых они не владеют более интеллектуальными убеждениями. С данной точки зрения мы понимаем, как нужна здоровая философия морали во граде людской. Она обязана разрешить или вернуть обществу интеллектуальное доверие к сокровищу собственных совершенств.

Эти замечания относятся к демократическому обществу в высшей мере, потому, что базы общества свободных людей тесно связаны с моральным порядком. Имеется определенное число моральных правил, касающихся преимущества людской личности, прав человека, равенства людей, свободы, законности, терпимости и взаимного уважения, единства идеала мира и человеческого рода между людьми, с которыми согласна каждая народовластие; без неспециализированного целостного обоснованного убеждения довольно этих правил народовластие не имеет возможности выжить. Поиск выявления и рационального обоснования демократической хартии обязан занимать не ученых, специалистов, техников и специалистов, а относиться к компетенции философов. В этом смысле не лишне заявить, что философ играется в обществе в отношении правил столь же ключевую роль, как и госдеятель в отношении политического правления. Оба они, в случае если совершат ошибку, смогут стать великими разрушителями. Оба они смогут быть настоящими служителями неспециализированного блага, в случае если находятся на верном пути. Нет ничего, что есть столь настоятельно нужным отечественному времени, как здравая политическая философия.

7. Я отправился бы против совести, если бы не сказал, что, с одной стороны, в условиях раздора и замешательства, в которых пребывает современный дух, а иначе, принимая к сведенью, что самый глубоко стимулирующим демократическую идея, как отмечал Бергсон, есть отзвук во временном порядке евангельского воодушевления,— философия, в особенности политики и философия морали, может делать собственную моральную функцию в современном обществе (особенно в то время, когда речь заходит о необходимости для демократического общества установить подлинно рациональным образом главные моменты его документальной хартии), лишь если она поддерживает живую сообщение с духом иудео-христианской традиции и мудростью Евангелия, иными словами, лишь если она результат упрочнений людской разума, чуткого к самый строгим методопринципам философии и логическим требованиям, опирающимся на все успехи современной науки и направляемым светом высших истин, каковые открывает нам христианская вера.

Я знаю, что понятие христианской веры противоречиво и в высшей степени сложно. У меня нет намерения обсуждать тут эту проблему. Я только желал бы просто подчернуть, что ее нельзя обойти молчанием. Что касается меня лично, то чем более я думаю об отношениях между теологией и философией в исторической возможности, тем более убеждаюсь, что в существовании эта неприятность благоприятно решается в понятиях христианской философии.

8. Наконец последний момент, довольно которого я постараюсь дать кое-какие пояснения. Речь заходит об отношении философии к людским, социальным, политическим идеям.

Очевидно, философ может отложить собственные философские изучения, дабы стать человеком политики.

Но что сообщить о философе, что остается легко философом и действует только в качестве философа?

С одной стороны, мы можем предположить без страха обмануться, что у него отсутствуют опыт, компетентность и информация, каковые свойственны человеку действия: для него было бы несчастьем постараться заниматься законодательством в социальной и политической сферах от имени чистой логики, как это делал Платон.

Но, иначе, философ не имеет возможности, в особенности в наши дни, затвориться в башне из слоновой кости: его не смогут не тревожить дела человеческие — во имя тех ценностей и самой философии, что философия обязана защищать и поддерживать. Он обязан защищать эти ценности любой раз, в то время, когда они подвергаются атаке, как это было во времена Гитлера, в то время, когда безрассудные расистские теории провоцировали коллективное уничтожение иудеев, либо как это происходит сейчас — миру угрожает порабощение коммунистическим насилием. Философ обязан открыто заявить о собственных взорах, высказывая собственную идея и отстаивая истину, какой она ему видится. Это может иметь политический отзвук; само по себе это не политическое воздействие — это легко использование на практике философии.

Правду говорят, что тяжело пересечь линию переднего края. Из этого следует, что никто, кроме того философы, не имеет возможности избежать аналогичного риска, в то время, когда дело касается любви и справедливости и в то время, когда не уклониться от жёсткого требования Евангелия: haec opporiuit facere, et ilia non omitlere, «сие надлежало делать, и того не оставлять».

философия и Счастье — Про умное

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector