Частный музей в социокультурной среде региона: музей как субъект коммуникации и как туристический бренд.

С.В.Акифьева

Аннотация: Статья посвящена проблемам частных музеев изобразительного исскуства в современной России. Создатель исследует роль частных музеев в развитии современного мастерства и влияние их деятельности на художественный процесс. На базе опыта «Мастерской-музея реалистической живописи Александра Варенцова», первого частного музея изобразительного исскуства в Великом Новгороде, рассматриваются разные нюансы, которые связаны с вероятными формами деятельности музея.

Главные слова: личный музей, коммуникация, реалистическая живопись, Великий Новгород, туристические торговые марки.

Сейчас согласно данным специалистов в Российской Федерации существует около 300 музейных организаций и частных музеев, больше половины из них находится в Санкт Петербурге и-Москве.[7] В последнее десятилетие частные музей начали появляться и в провинции, самые узнаваемые: «Невьянская икона» в Екатеринбурге, «время и Музыка» в городе Ярославле являются броскими объектами в культурном пространстве собственных регионов и завлекают бессчётных туристов, а самый распространенными — маленькие частные музеи, посвящённые культуре повседневной судьбе, экспонаты которых говорят историю разных предметов.

Частные музеи изобразительного исскуства являются уникальностью. Но это вовсе не свидетельствует, что в современной России нет коллекционеров и знатоков искусства. В мегаполисах индивидуальные коллекции предметов мастерства довольно часто существуют в форме частных галерей исскуства. Их деятельность, по большей части, сосредоточена в двух сферах: продаже и собирании художественных произведений. Галереи, в зависимости от их уровня, реализовывают и кое-какие музейные функции, к примеру, такие, как популяризация и публикация произведений, атрибуция произведений и формирование экспозиций. Но кроме того, в случае если сотрудники галереи, являясь высококлассными специалистами, занимаются изысканиями, имеющими научное значение, основной целью деятельности галереи однако есть не развитие и сохранение, а получение прибыли и продажа произведений от коллекции. Однако, галереи, поддерживая и культивируя творчество современных живописцев, играются ключевую роль посредника между музеем и художником, выращивая на собственных площадках и поставляя в музейные сферы мастеров с именем. Одновременно с этим, четко выраженный коммерческий темперамент деятельности большинства галерей, скорее направлен на формирование имиджа актуального живописца, отвечающего запросам публики.

Музей, и личный музей а также, в отличие от галерей, сосредоточен на сохранении и собирании, демонстрации и изучении собственных коллекций. Он формируется и начинается в русле той концепции, которой помогает. Законодательством РФ выяснены как специфика музеев: «это некоммерческое учреждение культуры, созданное хозяином для хранения, публичного представления и изучения музейных музейных коллекций и предметов», так и их цели: «хранение музейных музейных коллекций и предметов; собирание и выявление музейных музейных коллекций и предметов; изучение музейных музейных коллекций и предметов; публикация музейных музейных коллекций и предметов и осуществление просветительной и образовательной деятельности.[4] Создание музеев в РФ для иных целей не допускается.

Личный музей изобразительного исскуства в Российской Федерации имеет кое-какие неспециализированные характеристики. Все музеи, за редким исключением, имеют форму малого музея, а их интересы сконцентрированы в сфере современного художественного пространства. Сосредоточенность на конкретной теме разрешает музейным экспертам шепетильно и глубоко изучить материал.

В этом смысле они делают миссию, с которой не всегда справляются масштабные национальные музейные комплексы со сложной организацией. Необозримость сокровищ, которыми владеют такие музей, подчас очень плохо отражается на качестве раздела современного мастерства. В большинстве случаев, он есть мало изученным и неполным, что частично возможно растолковать тем, что большая часть русских музеев из-за неприятностей с финансированием не могли вести закупки этапных произведений в течении последних 20-30 лет, а частично, к сожалению, и тем, что не имели интереса к этому периоду. В ситуации как раз частные музеи изобразительного исскуства смогут, выполняя миссию собирания, изучения, пропаганды и публикации мало изученных разделов современного мастерства, воображать в собственных демонстрационных экспозициях то, что не удалось вовремя музеефицировать музеям . Так, сотрудничество государственных музеев и частных выглядит обоюдовыгодным во всех отношениях.

актуальность и Привлекательность коллекций произведений XX-XXI века демонстрирует опыт многих зарубежных музеев, где музеи современного мастерства являются главными достопримечательностями городов, в которых они расположены. Для молодых мегаполисов они являются музейной доминантой, а в «исторических» — наглядным свидетельством многообразия ясных возможностей мастерства и отражением непрерывности творческого процесса в обществе.

Перед тем как перейти к вопросу вероятных и востребованных функции частных музеев современного мастерства мы вынуждены остановиться и растолковать собственное отношение к понятию «современное мастерство». Сейчас в Российской Федерации термин «современное мастерство» значительно чаще применяют в значении британского «contemporary art» (кстати, в 1990-х годах в ходу был перевод с английского «актуальное мастерство», что не прижился, т.к. обратный перевод на английский, как выяснилось скоро, обозначает одно из течений мастерства XX века). В английском не считая понятия «contemporary art», имеется ещё понятие «modern art», обозначающее всё пространство существующего на данный момент мастерства. В русской языковой культуре «современный» толкуется в прямом смысле как «а) относящийся к одному времени, к одной эре с кем-л.; чем-л.; б) относящийся к настоящему времени, к настоящей эре, а в переносном: а) стоящий на уровне собственного века, отвечающий требованиям собственного времени; б) серьёзный для настоящего момента; актуальный, злободневный»,(Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь).

Характеризуя «данное время» русского мастерства мы различаем многообразные стилистические формы. В нём в достаточной мере представлены живописцы-экспериментаторы, каковые связаны с идеями «contemporary art» и другие живописцы, для которых актуальными и серьёзными являются хорошие понятия мастерства: художественный образ, пластическое решение и изобразительность. Эти живописцы (к примеру: В.Сидоров, К.Бритов, В.Иванов а также Э. Булатов) являются проводниками и воспитанниками традиций русской художественной школы. Не смотря на то, что темперамент сотрудничества их творчества со школой и её базисными понятиями принимает самые разные формы от следования до отрицания. Совокупность языка мастерства находится в постоянном перемещении, в этом содержится сущность художественного процесса. Следовательно, нет никакого предлога скидывать тех или других живописцев, трудящихся сейчас, с корабля «современности», исключать из области «современного мастерства» лишь вследствие того что они применяют неактуальные для других способы. Исходя из этого мы используем термин «современное мастерство» для обозначения всех явлений художественной судьбе второй половины XX – века и начала.

Личный музей современного мастерства для провинциального города имеет особенное значение. Главная функция частного музея изобразительного исскуства – коммуникативная.[8; 10] Музей, главная коммуникативная задача которого пребывает в изобретение действенных способов сделать область мастерства ближе для современников, должен быть гениальным рассказчиком, виртуозным переводчиком и находчивым интерпретатором. Личный музей, созданный живописцем, владеет своеобразными средствами коммуникации, среди которых наглядность, артистизм и одушевлённость играются решающую роль. Методы коммуникации обусловлены задачами персональных музеев, каковые заключаются, в первую очередь, в пропаганде мастерства отдельных мастеров, в сохранении той творческой микросреды, которая разрешает самый полно дать представление о личности живописца и его творческом ходе. В таком музее предполагаются все имеющиеся формы музейной работы — от создания значимой экспозиции, где любой предмет в отдельности делается знаком, а дружно помогают раскрытию содержания и активной экскурсионной работы до яркой досуговой деятельности, талантливой завлекать многих визитёров. [2; 10] Подобная форма частного музея изобразительного исскуства до тех пор пока есть необыкновенной не только в Российской Федерации. Не смотря на то, что довольно часто европейские мастерские открывают собственные двери для визитёров, а российские для учеников и т.д., другими словами реализовывают кое-какие музейные — культурные и образовательные функции, но не более. Тем занимательнее опыт создания в Великом Новгороде первого частного музея изобразительного исскуства — «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова». Это персональный музей малой формы, базой которого стала мысль сохранения коллекции одного из броских живописцев, общественного деятеля и педагога Новгородской области Александра Алексеевича Варенцова. Приоритетным направлением деятельности музея есть продвижение и исследование творчества педагогического опыта мастера. В базу концепции музея заложены следующие параметры: динамичность и современность, органичность и естественность, демократичность и диалогичность, познавательность и увлекательность, наглядность и доступность. Мысль «живого музея», где в естественной среде живут предметы и интересные люди. В противном случае, его возможно было бы назвать — музей судьбы живописца.

Мастерская-музей находится в центре города. Центральной магистралью музейного пространства есть выставочный зал – галерея, где размещена экспозиция произведений искусства. Динамичность есть главным постулатом концепции музея, картины из коллекции сменяют друг друга, говоря о возможностях ясного языка реалистической живописи. Демонстрационное пространство изменяется: произведения живописи предстают вниманию зрителей в разных контекстах: живопись дополняется скульптурой, графикой, предметами декоративно-быта и прикладного искусства, фотографиями и работами фотохудожников из домашнего альбома.

Ответственным нюансом этого пространства есть демонстрация хорошего обрамления станковой картины, каковые оформлены в рамы, выполненные самим живописцем. Их профиль, объём и цвет раскрывают станковое произведение особенным образом, как вещь в себе. Рядом демонстрируются и успехи современной полиграфии, развивающейся вместе c изобразительным мастерством.

Магистраль галереи соединяет три мастерских. Тут пространство живописи раскрывается зрителю в разных ипостасях, а главным экспонатом есть творческий процесс. Центральное место занимает мастерская Александра Варенцова — это мир громадных, броских, динамичных полотен. Этюды сами говорят истории создания картин, а многоцветные палитры о колорите. Тут в близи возможно разглядеть особенности красивой поверхности, заметить движение работы, забрать в руки материалы и инструменты, каковые применяет современный живописец. Исключительность для того чтобы музея пребывает в том, что тут не только сохраняются, но и создаются произведения.

В комплексе музея существуют еще две мастерские, где трудятся ученики живописца. Одна из них — мастерская живописца последовательницы Акифьевой – и Светланы ученицы А.А. Варенцова. В данной мастерской наглядно представлены вероятные дороги развития способа живописца. Главная тема С. Акифьевой – портрет современника и социальная картина, подход к которой кроме этого обозначен громадным числом пейзажных пленэрных картин и этюдов.

Третья мастерская – учебная и экспериментальная площадка, тут проводятся мастер-классы знатоков и любителей мастерства и стажировки и форумы для живописцев-педагогов. Экспозиция «класса» наглядно говорит об образовательных и развивающих возможностях, предъявляя зрителям педагогов и работы учеников разной степени законченности, постановки и мольберты, и другой фотографии и художественный инвентарь, сделанные в ходе занятий. Заняв место за мольбертом, любой готов создать что-то новое. Так, применяя разные формы занятий, живописцы органично включают визитёра в изобразительную деятельность. "стаж работы" Мастерской-музея говорит о том, что просветительская функция музея действенно реализуется, через деятельность визитёра. Человек, пребывав в творческой среде, осваивая художественные материалы, приёмы, средства и ключевые принципы изобразительного языка, естественным образом открывает для себя мир полный событий, мир эйфории творчества, мир мастерства.

Семинары-пленэрные занятия и практикумы для специалистов и любителей сейчас кроме этого являются приоритетным направлением работы музея. Работа на пленэре разрешает живописцу обнаружить новые образы, пространственные и цветовые характеристики. Для зрителя участие в пленэре создаёт мотивацию активного восприятия художественного произведения. Пленэр — это действенная возможность показывать метод и опыт мастера, раскрывая его особенности в естественной рабочей воздухе.

Экскурсионную деятельность в Мастерской-музее реализовывают сами живописцы. Тема экскурсии постоянно имеет конкретный и предметный темперамент. В базе — рассказ о деятельности и жизни живописцев. В большинстве случаев, для каждой аудитории выбирается особенный ракурс подачи материала, что разрешает обсудить разные нюансы проблемы и художественного процесса современного мастерства. атмосфера диалога и Камерный характер музея, разрешают сделать общение живым и увлекательным. Погружение в среду, разрешает визитёру изучить среду, ответить на вопросы о том, что представляет собой сегодняшняя мастерская живописца, как изменяется ее функция, как творится сейчас мастерство и воздействует ли место, в котором трудится живописец на его творчество?

Говоря об изучении как о главной функции Мастерской-музея, необходимо подчернуть, что итогом первого этапа, по описанию и систематизации наследия живописца стал альбом «Александр Варенцов. Красивый реализм», что вышел в прошлом году. Авторы нашли успешное ответ, отвечающее главным идеям Мастерской-Музея: воображать научные знания о теории и практике мастерства в дешёвой и занимательной форме, совмещая процесс познания мастерства с эстетическим наслаждением. В издание вошла научная статья, в которой исследуются главные неприятности художественного процесса новгородского художника, 70 иллюстраций, воображающих этапные картины живописца, с комментариями автора, перечень выставок и данные о деятельности музея.

Мы разглядываем Мастерскую-музей, как неповторимую базу не только для художественной и музейной практики, но и для исследовательской деятельности в области теории мастерства, психологии художественного творчества и многих вторых актуальных сфер современной науки. Музей сотрудничает с ведущими экспертами Отвлечённого университета живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина и молодыми искусствоведами Московской области и Москвы, с сотрудниками и учредителями частных и национальных галерей и художественных музеев, и завлекает к собственной дизайнеров и деятельности фотохудожников. В скором будущем тут планируется организовать научную площадку для отечественных исследователей, специализирующихся на проблемах связанных с изучением реалистического мастерства.

Все направления деятельности Музея сейчас имеют шанс стать главными в становлении бренда. Основной вопрос брендинга — как сделать ценности музея ощутимыми, видимыми и узнаваемыми. Сейчас современное реалистическое искусства имеет собственного зрителя и в Российской Федерации и за границей, соответственно у него имеется возможность утвердить собственное место в отечественной культуре. Быть может, этот нюанс наровне с аутентичностью творческой среды Музея-мастерской станет успешной базой создания имени. В любом случае «сейчас бренд формируется в восприятии визитёра во всех точках соприкосновения с музеем (будь то экспозиция, либо гардероб). Человек сталкивается с музейной действительностью, приобретает представления и первые впечатления о музее. Точки соприкосновения (либо контакта), каковые имеет музей со собственными аудиториями, – это и коллекция, и образовательные программы, персонал и этикетаж, выставки, совокупность знаков музея, афиши, буклеты и без того потом». [3] Все эти формы требуют внимания, средств и времени, и непременно, успешность музейной политики требует постоянного мониторинга эффективности.

Это только кое-какие направления деятельности «Мастерской-музея реалистической живописи Александра Варенцова», что сейчас находится в ходе формирования. Однако, уже на данном этапе мы можем констатировать его творческий потенциал чтобы стать ещё одним броским и привлекательным центром современной художественной образования и культуры региона. Все сферы деятельности Мастерской-музея являются источником привлечения в Великий Новгород людей активных, любящих собственную страну и дорожащих собственной культурой. сотрудничества и Энергия творчества способна консолидировать силы, накапливать новые идеи по формированию культуры регионов России.

Мы приглашаем всех к себе домой в отечественный Музей. Так как, чтобы выяснить живописца необходимо побывать в его мастерской.

Перечень литературы:

1. Бурганов И. А. Небольшой музей изобразительного исскуства в контексте культуры второй половины XX века автореферат диссертации [электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/malyy-hudozhestvennyy-muzey-v-kontekste-kultury-vtoroy-poloviny-xx-veka#ixzz3g26Ng0d1lfnf (дата обращения: 10.08. 2015)

2. Ванслова Е. Г. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры)/ Е. Г. Ванслова // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М.: НИИК, 1989. – C. 180.

3. Жвитиашвили Н. Для чего необходимы торговые марки музеям [Электронный ресурс]/ URL: bestmuseums.ru, 2010http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/354-whybrands (дата обращения: 9.08.2015)

4. Закон о музеях в Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru (дата обращения 15.08.2015) [4]

5. Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: Мастерства – архитектура –дизайн. Тенденции формирования / М. Т. Майстровская /Рос. ин-т культурологи / Моск. Гос. худ.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова. – М.: Б. И., 2002. – Ч. 1. – С. 201.

6. Малик М. Неприятности современных выставок/ М. Малик // Мастерство современной экспозиции. Выставки. Музеи./ Под ред. В. П. Толстого, Н. В. Воронова// В сб. научн. тр. НИИ истории и теории изобразительных искусств. Сектор декоративных искусств. – М.: «Коммунистический живописец», 1965. – C. 29.

7. Мастерские живописцев останутся в музее МОММА, [Электронный ресурс].URL:http://www.fondartproject.ru/artprocess/masterskie-khudozhnikov-ostanutsja-v-arkhive-mmoma/ (дата обращения: 28. 08. 2014).

8.Музеи за собственный счет?//Рабочий еженедельник Компания №27(664) [электронный ресурс]. URL:http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/555-kompania.html ( дата обращения: 30.08.2015)

9. Овчинникова Б. Б. Музеи России: развитие и становление до начала XX века: Уч. Пособие Б. Б. Овчинникова, Л. В. Чижова. – 2-ое изд. пер. – Екатеринбург: Издат-во УРГУ, 2002. – С.101.

10.Труды музея истории Петербурга. Вып.19. Музей как центр культурной коммуникации. Музейная педагогика в современной музейной коммуникации.//Материалы научно-практической конференции. Сост. Т. А. Чумак, И. А Карпенко. – СПб.:ГМИ СПб, 2008. – С.5-15.

Музейный клуб. Коммуникация в музее. Интеграция новых сотрудников в коллектив музея

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector