Часть i. введение в общую психологию

Часть i. введение в общую психологию

Рис. 1.9. Главные способы психотерапевтических изучений

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и способы • 29

Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. К примеру, достаточно активно используется способ включенного наблюдения. Этот способ используется в тех случаях, в то время, когда психолог сам есть ярким участником событий. Но в случае если под влиянием личного участия исследователя его понимание и восприятие события возможно искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что разрешает более объективно делать выводы о происходящих событиях. Включенное наблюдение по собственному содержанию весьма близко к второму способу — самонаблюдению.

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за собственными переживаниями, есть одним из своеобразных способов, используемых лишь в психологии. направляться подчернуть, что этот способ кроме преимуществ владеет целым рядом недочётов. Во-первых, замечать собственные переживания весьма тяжело. Они либо изменяются под влиянием наблюдения, либо совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении весьма тяжело избежать субъективизма, потому, что отечественное восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении тяжело выразить кое-какие оттенки отечественных переживаний.

Однако способ самонаблюдения крайне важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением вторых людей, психолог пытается осознать его психологическое содержание. Наряду с этим как правило он обращается к собственному опыту, среди них и к анализу собственных переживаний. Исходя из этого, чтобы удачно трудиться, психолог обязан обучиться объективно оценивать собственный состояние и собственные переживания.

Самонаблюдение довольно часто используется в условиях опыта. В этом случае оно получает самый точный темперамент и его принято именовать экспериментальным самонаблюдением. Характерной чертой его есть то, что опрос человека проводится при совершенно верно учитываемых условиях опыта, в те моменты, каковые самый интересуют исследователя. В этом случае способ самонаблюдения частенько употребляется совместно с способом опроса.

Опрос является методом , основанный на получении нужной информации от самих обследуемых методом ответов и вопросов. Имеется пара вариантов проведения опроса. Любой из них имеет недостатки и свои преимущества. Выделяют три главных вида опроса: устный, письменный и вольный.

Устный опрос, в большинстве случаев, используется в тех случаях, в то время, когда нужно вести наблюдение за поведением и реакциями испытуемого. Данный вид опроса позволяет глубже, чем письменный, пробраться в психологию человека, потому, что вопросы, задаваемые исследователем, смогут корректироваться в ходе исследования в зависимости от реакций и особенностей поведения испытуемого. Но этот вариант опроса требует больше времени с целью проведения, и наличия особой подготовки у исследователя, потому, что степень объективности ответов частенько зависит от личностных особенностей и поведения самого исследователя.

Письменный опрос разрешает охватить большее количество людей за сравнительно маленькое время. Самый распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недочётом есть то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и поменять на протяжении изучения ее содержание.

Вольный опрос — разновидность письменного либо устного опроса, при котором список задаваемых вопросов заблаговременно не определяется. При опросе данного

30 Часть I. Введение в неспециализированную психологию

Это нужно знать

Моральные правила деятельности психолога

Проведение психотерапевтических изучений неизменно связано с привлечением к нему испытуемых. Исходя из этого поднимается вопрос об этике взаимовзаимоотношений между психологом и испытуемыми. На каких правилах они должны строиться? Американской психотерапевтической ассоциацией (АПА) и подобными организациями в Канаде и Англии были выработаны главные руководства по обращению с испытуемыми — как с людьми, так и с животными (Американская психотерапевтическая ассоциация, 1990). Так, В США федеральное законодательство требует от любой организации, проводящей изучения на деньги бюджета страны, существования внутреннего наблюдательного совета. Данный совет обязан контролировать проводимые изучения и гарантировать, что при обращении с испытуемыми будут соблюдены инструкции, основанные на определенных этических правилах. Первый принцип этического обращения с людьми-испытуемыми — это минимизация риска. В Соединенных Штатах в соответствующих федеральных руководствах сообщено, что в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении исследования не должен быть больше риск, который связан с простой повседневной судьбой. Разумеется, что человеку не должен быть причинен физический вред либо травма, но не всегда возможно однозначно решить, какой величины психотерапевтический стресс есть этически оправданным в том либо другом исследовательском проекте. Само собой разумеется, в простой судьбе люди довольно часто ведут себя невежливо, лгут и доставляют беспокойство вторым. При каких условиях для исследователя будет этически оправданным делать то же самое с испытуемым с целью исполнения исследовательского проекта? Это как раз те вопросы, каковые наблюдательный совет обязан разглядывать в каждом отдельном случае.

Часть i. введение в общую психологию

Второй принцип этического обращения с испытуемыми-людьми требует их информированного согласия. Испытуемые должны принимать участие в изучении добровольно и должны иметь право отказаться от него в любую секунду по собственному жажде и безо всяких штрафов. Их кроме этого обязаны давать предупреждение заблаговременно обо всех изюминках изучения, каковые предположительно смогут оказать влияние на их желание сотрудничать. Как и принцип минимального риска, требование информированного согласия не всегда легко реализовать. В частности, это требование время от времени противоречит второму общепринятому требованию к проведению изучения: дабы испытуемый не знал, какие конкретно догадки в этом исследовании проверяются. В случае если планируется сравнить заучивание одними испытуемыми знакомых слов, а вторыми — незнакомых слов, то никаких этических неприятностей не появится, в случае если испытуемым заблаговременно, что они будут заучивать перечни слов: им не требуется знать, чем отличаются слова

Базы неспециализированной психологии


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: