Часть 1. мышление

ВВЕДЕНИЕ

Объединение мышления и речи в одном разделе не является случайным. Мышление и речь тесно взаимосвязаны. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. При этом, однако, между мышлением и речью существуют различия, которые не позволяют эти два понятия отождествлять. Согласно С. Л. Рубинштейну, «мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности». Мышление возникает на основе практической деятельности из непосредственного (чувственного) познания и выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром, но в отличие от них – и это прежде всего – оно является как процессом, так и продуктом социально опосредованного отражения. Что же касается речи, то она, будучи, как и мышление, связана со всеми психическими процессами, выполняет в отношении их интегративную функцию, выходя за пределы мышления.

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы. В настоящее время именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное действие, в котором можно выделить:

— ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

— ряд мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказывание, оценивание, понимание, умозаключение).

Можно считать установленным, что начальным моментом мышления является проблемная ситуация, возникающая, всякий раз, когда необходимо найти наиболее рациональные способы достижения цели. Эта проблемная ситуация определяет фазовый характер мыслительных процессов.

В разделе «Мышление» будут обсуждаться следующие основные вопросы:

1. Мыслительные операции, их взаимодействие в ходе мыслительного процесса.

2. Типовые задания для исследования мышления, репрезентация основных мыслительных операций в тестовых заданиях, влияние содержания тестового материала на ход мыслительного процесса.

3. Мыслительные стратегии.

4. Роль задачи в мыслительном процессе.

5. Факторы, влияющие на ход мыслительного процесса.

Экспериментальные исследования речи значительно продвинулись лишь в наши дни, когда с этой целью произошло объединение средств экспериментальной психологии со средствами психолингвистики. Взаимосвязь мышления и речи обусловлена тем, что речь есть процесс выражения определенного мыслительного содержания средствами системы языка. В настоящее время особое значение имеет выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым содержанием, для чего чаще всего используют методики ассоциативного эксперимента.

Общим для всех видов ассоциативного эксперимента является то, что в качестве критериев оценки результатов используется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить значимость для него того или иного стимула. Характер ассоциативной реакции позволяет выявить, прежде всего, интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого. Исследованиями А. Н. Леонтьева показано, что кроме значения и смысла слов в качестве важнейших составляющих семантики речи большую роль играет их аффективная (эмоциональная) окраска. Аффективный компонент проявляется как в содержательных характеристиках речи, так и в ее интонационных и мелодических составляющих. Именно поэтому одно и то же высказывание, зачастую даже нейтрального содержания, может быть субъективно по-разному оценено в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии оно произнесено.

В разделе «Речь» основными вопросами для обсуждения стали:

1. Общие принципы и основные показатели исследования речи.

2. Ассоциативные эксперименты, их некоторые особенности.

3. Факторы, влияющие на характер словесных реакций.

4. Индивидуальное и групповое понимание содержания понятий, эмоциональных отношений и т.д.

5. Смысловые связи между словами.

Часть 1. МЫШЛЕНИЕ

Ведущий параметр интеллекта – мышление. Для познавательных целей существенно то, что мышление определяется как процесс решения проблем и задач посредством использования различных мыслительных операций. В реальной учебной деятельности все мыслительные операции взаимодействуют в едином акте мышления. Поэтому первым критерием для отбора тестовых заданий становится максимальное включение в них комплекса основных мыслительных операций.

Обычно выделяются следующие мыслительные операции:

1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

2. Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, размер, вкус и т.д.)

3. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.

4. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам (обобщение на основе существенных признаков лежит в основе образования классов явлений).

Кроме того, важна модальность (качество) материала, с которым работает мышление. В процессе мыслительной деятельности учащиеся оперируют различным материалом: образами, понятиями, абстракциями. Все эти различные виды материала можно разделить на два качественно различных класса – невербальный (несловесный) и вербальный (словесный). Считается, что работа с данными видами материала требует различных способностей, поэтому в измерительной практике тестовые батареи интеллекта включают как невербальные задания, так и вербальные.

Задания первого типа чаще всего описывают как аналог работы с образной информацией или же, как способность к решению так называемых кросскультурных задач.

Вербальные задания традиционно связывают с решением задач, требующих опыта знакового обучения.

1. Мышление успешных людей. Брайан Трейси.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector