Церковная иерархия

Три степени священной иерархии — дьяконство, пресвитерство и епископство, — показавшиеся в Церкви, оставались неизменными и в 4 в. В клир так же, как и прежде имел возможность вступать каждый желающий, удовлетворявший условиям поступления. Но повысились образовательные требования, учитывая появлявшиеся споры в догматических вопросах. Для усиления этих знаний огромную помощь оказали Церкви христианские училища в Александрии, Кесарии, Антиохии, Эдессе и др. Как мы знаем, из них вышло большое количество выдающихся пастырей Церкви. При недостаточном числе этих заведений часто пастыри Церкви начальное неспециализированное образование приобретали в оставшихся еще языческих школах в Афинах, Никомидии, Константинополе и др. После этого они подготавливались к церковным должностям в самомклире. “Клир, так, как и в прошлое время, являлся практической школой для изготовление к высшим иерархическим степеням. Клиры таких превосходных отцов, как Амвросия и Василия Великого Медиоланского, были в особой славе, так что другие церкви от них брали себе клириков для занятия иерархических должностей. А кое-какие епископы, напр., Августин, устраивали кроме того при собственных кафедрах что-то наподобие духовных семинарий, в которых юные мальчики и люди научно и фактически подготовились к церковным должностям. При развитии с 4 в. монашеского образа судьбы, монастыри сделались кроме этого воспитательными заведениями для клириков, и из них часто выбирались епископы и пресвитеры.

Не считая научной подготовки к занятию той либо второй иерархической степени, Церковь потребовала еще, дабы лица, выбираемые на священнослужение, имели определенный возраст. Так, она установила — в иподьякона поставлять не прежде 20 лет, в дьякона не прежде 25 лет, в пресвитера не прежде 30. В церковных канонах, не смотря на то, что не говорится о возрасте для епископского сана, но замечается, что удостаиваемый епископского сана обязан предварительно пройти служение чтеца, дьякона, пресвитера и в не через чур маленькое время, следовательно, должен иметь не меньше 40 лет либо, по крайней мере, 35, в соответствии с промежутком лет от дьяконства до пресвитерства. Назначая зрелый возраст для принимающих священство, Церковь хотела допускать до священнослужения лиц возмужавших, отличающихся зрелостью мыслей, твёрдостью воли и опытностью рассудка.

“В самом методе избрания на иерархические должности в 4 и последующих столетиях случились кое-какие перемены. Прежде в избрании епископа, пресвитеров и дьяконов учавствовала вся община, составлявшая местную церковь. Сейчас же это участие общины либо мирян было ограничено. С одной стороны, в то время, когда христианство стало религией господствующей, при множестве верующих, было положительно нереально всем мирянам учавствовать в избрании иерархических лиц, с другой, права мирян на участие в избрании, в особенности епископа, конечно перешли к представителям народа — императорам. Помимо этого, многие частные случаи давали предлог к ограничению участия народа в избрании иерархических лиц. Так бывали случаи, когда народ, вопреки древним правилам Церкви, выбирал на священные должности лиц светских, неподготовленных либо кроме того только что принявших христианство, но богатых либо знатных; случалось, при выборе епископов, составлялись партии и происходили возмущения. Ввиду этого, собор Сардикийский (347 г). выяснил, дабы ученый либо богатый из светских не прежде был поставляем в епископа, как пройдет низшие степени и не малое время, а собор Лаодикийский (около 364 г). не разрешил сборищу народа выбирать желающих принять священство. Обыкновенно, епископа известной церкви выбирали все епископы области, с последующим утверждением главным областным епископом либо митрополитом. На епископские кафедры известных городов избрание производилось по указаниям правителя. Пресвитеров же и дьяконов обыкновенно выбирал сам епископ. Но, народ время от времени силой отстаивал собственные права на участие в избрании на иерархические должности, заставляя выбирать те лица, каковые из-за чего- или нравились ему. В Риме, по окончании падения Западной империи, при слабости а также отсутствии власти, народ принимал деятельное участие в избрании собственных епископов. — Посвящение избранных совершалось равно как и в первые века: дьяконов и пресвитеров рукополагал один епископ, епископов же рукополагали два, три и более епископов, вместе с митрополитом, а митрополитов рукополагал патриарх с епископами.

“В первые три века на все иерархические должности безразлично избирались лица, пребывающие в брачной судьбе и не состоящие. Были кроме того случаи, допускавшиеся Церковью, как исключение, в то время, когда вступали в клир и второбрачные. Сейчас же случились кое-какие трансформации в церковных узаконениях относительно браков иерархических лиц. Сперва, под влиянием взоров на иерархическое служение, как священное, требующее от проходящих его жизни особенно святой, явилась идея установить безбрачие для всех участников клира. В западной церкви, под влиянием монтанистического направления, эта идея узаконена была на соборе Эльвирском (305 г.), что постановил, что епископы, дьяконы и пресвитеры должны проводить жизнь безбрачную, в неприятном же случае подвергаются низвержению из сана. На первом Мировом соборе (325 г). кое-какие склонялись было узаконить безбрачие духовенства во всей Церкви. Но против всего восстал епископ Пафнутий, строгий девственник и исповедник; он защищал святость брака и говорил о тяжести безбрачия для многих из духовных лиц. Пафнутий внес предложение лишь, дабы, по старому преданию Церкви, безбрачные, вступив в духовное звание, не женились, а принявшие духовный сан по окончании брака, не должны удаляться от жен, которых имеют. Собор одобрил его идея, и довольно этого не постановил никаких правил; не связал никого необходимостью, и безбрачное состояние предоставил воле каждого. По окончании для того чтобы решения собора в восточной церкви допускались безбрачие и брак для лиц духовных. Но, епископы практически все вели жизнь безбрачную, тем более, что многие из них вступали на епископские кафедры прямо из монастырей. Исключений, — в то время, когда епископы пребывали в брачной судьбе, — было весьма не большое количество в 4 и 5 столетиях. Император Юстиниан 1, законом от 528 года, запретил выбирать на епископские кафедры пребывавших в браке. Собор Трулльский (692 г). совсем решил вопрос о безбрачии и браке духовных лиц; он постановил, дабы епископы вели жизнь безбрачную, священники, иподьяконы и дьяконы вступали в брак до посвящения в сан, и дабы брачное сожитие никто не считал препятствием к получению сана священника, иподьякона и дьякона.

“В это же время в западной церкви, со времени Эльвирского собора, мало-помалу начало упрочиваться безбрачие духовенства. В том месте не следовали ответу 1-го Мирового собора. Епископ Римский Сириций, в одном из собственных декретов, уже настоятельно потребовал (385 г). безбрачия от иерархических лиц первых трех степеней и ведущим жизнь брачную угрожал низложением. К концу 7 в. безбрачие клириков на западе утвердилось так очень сильно, что собор Трулльский счел нужным обличить Римскую церковь за введение его. В 8-11 вв. упрочнения сделать безбрачие духовенства общеобязательным законом длятся. Папы этого времени, заботившиеся об исправлении нравов духовенства, к примеру, Николай І, в первую очередь потребовали от клириков, дабы они вели жизнь безбрачную. Но принудительные меры к введению безбрачия духовенства породили величайшее зло в западной церкви, — нравственная испорченность клира была прямым результатом таких мер. Законные брачные связи клирики стали заменять незаконными. Лишь клирики тех церквей, каковые, как напр., медиоланская, допускали брак для духовенства, отличались хорошей нравственностью. Для улучшения нравственности клириков западная церковь, во второй половине 8 века, установила для них особенный образ судьбы (vita canoniсa), наподобие монашеского. Правильно (canon, — из этого наименование для клириков каноники) таковой жизни, клирики известного прихода (в случае если их было пара), особенно состоящие при епископской кафедре, должны были жить совместно в одном доме, иметь неспециализированный стол, совместно молиться в определенные часы (horae canoniсa), иметь неспециализированные собрания, на которых просматривать узнаваемый отдел из св. Писания (capitulum), и т.п. Но и канонический образ судьбы клириков не улучшил их нравственности. Правила монастырской судьбы были непреложимыми к людям, служение которых совершалось в мире, при постоянных столкновениях с мирскими людьми. Так же, как и прежде они вели жизнь поразительно распущенную, как об этом свидетельствуют писатели и соборы того времени”.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector