Былое и думы» а. и. герцена: особенности временной организации

В художественном тексте появляется подвижная, довольно часто изменчивая и многомерная временная возможность, последовательность событий в нем может не соответствовать настоящей их хронологии. [129]Автор произведения в соответствии со собственными эстетическими намерениями то расширяет, то «сгущает» время, то замедляет его,; то активизирует.

В художественном произведении соотносятся различные нюанс художественного времени:сюжетное время (временная протяженность изображенных действий и их отражение в композиции произведения) и время фабульное (их настоящая последовательность), авторское и субъективное время персонажей. В нем представлены различные проявления(формы) времени (время бытовое историческое, время личное и время социальное). В центре внимания писателя либо поэта возможно и сам образ времени,связанный с мотивом перемещения, развития, становления, с противопоставлением преходящего и вечного.

Особенный интерес воображает анализ временной организации произведений, в которых последовательно соотносятся различны временные замыслы, дается широкая панорама эры, воплощаете определенная философия истории. К таким произведениям относится мемуарно-автобиографическая эпопея «Прежнее и думы» (1852 — 1868). Это не только вершина творчества А.И. Герцена, но и произведение «новой формы» (по определению Л.Н. Толстого) В нем объединяются элементы различных жанров (автобиографии» исповеди, записок, исторической хроники), совмещаются различные формы изложения и композиционно-смысловые типы речи, «исповедь и надгробный памятник, прежнее и думы, биография умозрение, события и мысли, слышанное и виденное, воспоминания и… еще воспоминания» (А.И. Герцен). «Лучшая… из книг посвященных обзору собственной судьбе» (Ю.К. Олеша), «Прежнее и думы» — история становления русского революционера и одно временно история публичной мысли 30—60-х годов XIX в. «Чуть ли существует еще мемуарное произведение, столь проникнуто сознательным историзмом»[197].

Это произведение, для которого характерна сложная и динамическая временная организация, предполагающая сотрудничество разных временных замыслов. Правила ее выяснены самим автором, что отмечал, что его произведение — «и с п о в е д ь около которой, по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания из б ы л о г о, там-сям остановленные мысли и д у м» (выделено А.И. Герценом. — Н. Н.). В данной авторской характеристике, открывающей произведение, содержится указание н ключевые принципы темпоральной организации текста: это установка на субъективную сегментацию собственного прошлого, вольно соположение различных временных замыслов, постоянное переключение временных регистров; «думы» автора сочетаются с ретроспективным, но лишенным строгой хронологической последователь-[130]-ности рассказом о событиях прошедшего, включают характеристики лиц, фактов и событий различных исторических эр. Повествование о прошлом дополняется сценическим воспроизведением отдельных обстановок; рассказ о «прежнем» прерывается фрагментами текста, в которых отражается яркая позиция повествователя в момент речи либо воссоздаваемый отрезок времени.

В таком построении произведения «четко сказался методологический принцип Прежнего и дум: постоянное сотрудничество неспециализированного и частного, переходы от прямых авторских размышлений к их предметной иллюстрации и обратно»[198].

Художественное время в «Прежнем…» обратимо(создатель воскрешает события прошлого), многомерно(воздействие развертывается в различных временных плоскостях) и нелинейно(рассказ о событиях прошлого нарушается самоперебивами, рассуждениями, комментариями, оценками). Точка отсчета, определяющая в тексте смену временных замыслов, подвижна и всегда перемещается.

Сюжетное время произведения — время в первую очередь биографическое,«прежнее», воссоздаваемое непоследовательно,— отражает главные этапы становления личности автора.

В базе биографического времени лежит сквозной образ пути (дороги), в символической форме воплощающий жизненный путь повествователя, ищущего подлинное познание и проходящего последовательность опробований. Данный классический пространственный образ реализуется в совокупности развернутых сравнений и метафор, систематично повторяющихся в тексте и формирующих сквозной мотив перемещения, преодоления себя, прохождения через последовательность ступеней[199]: Путь, нами избранный, был не легок, мы его не покидали ни разу; пострадавшие, сломанные, мы шли, и нас никто не обгонял. Я дошел… не до цели, а до того места, где дорога идет под гору…; …июнь совершеннолетия, с собственной страдной работой, с своим щебнем на дороге, берет человека неожиданно.; Совершенно верно потерянные витязи в сказках, мы ожидали на перепутье. Отправишься направо — утратишь коня, но сам цел будешь; отправишься налево — конь будет цел, но сам погибнешь; отправишься вперед — все тебя покинут; отправишься назад — этого уж запрещено, в том направлении для нас дорога травой заросла.

Эти развивающиеся в тексте тропеические последовательности выступают как конструктивный компонент биографического времени произведения и составляют его образную базу.

Воспроизводя события прошедшего, оценивая их («Прошедшее — не корректурный лист… Не все возможно исправить. Оно остается, [131]как отлитое в металле, подробное, неизменное, чёрное, как латунь. Люди по большому счету забывают лишь то, чего не следует не забывать либо чего они не знают») и преломляя через собственный последующий опыт, А.И. Герцен максимально применяет экспрессивные возможности видовременных форм глагола.

Изображаемые в прошлом обстановки и факты оцениваются а тором по-различному: кое-какие из них описываются предельно коротко, другие же (самые важные для автора в эмоционально эстетическом либо идеологическом отношении), наоборот, выделяются «крупным планом», время наряду с этим «останавливается» ил замедляется. С целью достижения этого эстетического результата употребляются формы прошедшего времени несовершенного вида ил формы настоящего времени. В случае если формы прошедшего совершенного высказывают цепь последовательно сменяющихся действий, т формы несовершенного вида передают не динамику события, динамику самого действия, воображая его как развертывающийся процесс. Делая в художественном тексте не только «воспроизводящую», но и «изобразительно живописующую», «описательную» функцию[200], формы прошедшего несовершенного останавливают время. В тексте «Прежнего и дум» как раз они употребляются как средство выделения «крупным планом» обстановок либо событий, в особенности значимых для автора (клятва на Воробьевых гора смерть отца, свидание с Натали, отъезд из России, встреча в Турине, смерть жены). Выбор форм прошедшего несовершенного как символ определенного авторского отношения к изображаемому делает в этом случае и эмоционально-экспрессивную функцию. Ср., к примеру: Кормилица в душегрейке и сарафане все ещё наблюдала нам вслед и плакала; Зонненберг, эта забавная фигура из детских лет, махал фуляром — кругом нескончаемая степь снегу.

Эта функция форм прошедшего несовершенного обычна для художественной речи; она связана с особенным значением несовершенного вида, предполагающим необходимое наличие момента наблюдения, ретроспективной точки отсчета. А.И. Герцен применяет кроме этого экспрессивные возможности формы прошедшего несовершенного со значением многократного либо узуально повторяющегося действия: они помогают для типивации, обобщения эмпирических ситуаций и деталей. Так, для чёрта быта в доме отца Герцен применяет прием описания одного дня — описания, основанного на последовательном потреблении форм несовершенного вида. Для «Прежнего и дум» характерна, так, постоянная смена возможности изображения: ситуации и единичные факты, выделенные крупным планом, сочетаются с воспроизведением долгих процессов, иногда повторяющихся явлений. Увлекателен в этом замысле портрет Чаадаев [132] выстроенный на переходе от конкретных личных наблюдений автора к типической чёрту:

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector