Будущее россии по «философическим письмам», «апологии сумасшедшего».

В исторической науке, глубоко укоренилось вывод о чаадаевской концепции России как пессимистической. Герцен думал, что по Чаадаеву, у России нет будущего, Плеханов кроме того именовал одну из собственных статей о Чаадаеве «Пессимизм П.Я.Чаадаева.»

Но Чаадаев наблюдает на будущее России с оптимизмом. Квалифицировать взор Чаадаева на русскую историю как пессимистический — неверно.

При всем собственном критицизме, он определенно заявляет: «У России не одни лишь пороки, а среди населений украины одни лишь добробродетели, избави всевышний. Его вывод конкретно: «Настанет пора рассуждений, мы снова получим себя среди человечества, не смотря на то, что тяжело сообщить в то время, когда.»

Он в очень парадоксальной форме показывает на то, что же предстоит России сделать в будущем, не смотря на то, что «провидение и не представило нам данной роли, и мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — разум и воображение, и объединить в отечественной цивилизации историю всего земного шара.

Проклятая реальность» подавляет все усилия, порывы, ума, а без новых продуктивных идей ее не поменять. Дабы совершить какое — или перемещение вперед «Сперва придется себе все создавать впредь до воздуха для дыхания, впредь до земли над ногами, а основное стереть с лица земли в русском раба».

крепостничество и Самодержавие — вот главные пороки русской судьбы, её чёрные, позорные пятна. Согласно точки зрения Чаадаева Русские одарены природным умом. Запрещено отрицать общечеловеческую роль русского народа. Она громадна, но чисто отрицательна и пребывает в том, дабы своим прошедшим и настоящим преподать народам ответственный урок.

Чаадаев ожидает от народа прогрессивных подлинных идей. В первом же философическом письме он именует их. Это идеи дома, справедливости, права, порядка.

Сообщить кроме того в завуализированной форме о том, что ничего аналогичного в Российской Федерации нет, что её история покоится на иных началах, было чрезвычайной смелостью. Так, что не без основания укоренилась за мыслителем слова первого русского критика русской истории.

Нельзя не учитывать и громадных познаний Чаадаева в области общей политической истории, которая давала ему соответствующий материал для оценок. «Я держусь того взора, — пишет он А.И.Тургеневу в 1855г, что Российская Федерация призвана к необъятному умственному делу; ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом ее прогресс. Придет время, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы на данный момент являемся её политическим средоточием, и отечественное будущее могущество, основанное на разуме, превысит отечественное теперешнее могущества, опирающееся на материальную силу».

Отвечая на бессчётные обвинения в пессимизме по поводу судеб России, Чаадаев пишет: «У меня имеется глубокое убеждение, что мы призваны решить солидную часть неприятностей социального порядка, завершить солидную часть идей, появившихся в ветхих обществах, ответить на наиболее значимые вопросы, каковые занимают человечество.

Но перед тем как Российская Федерация станет «совестным судом» по тяжбам человеческого духа, она обязана осознать собственный прошлое, признать собственные заблуждения, раскаяться в них, сделать плодотворные выводы на будущее:

Как мы знаем, что и в первом философическом письме и во многих других, а также частных писем Чаадаев всегда подчёркивает значение духовной судьбы людей.

Как раз умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении передовыми идеями, внедрение их в судьбу, прежде всего заботит Чаадаева при рассмотрении будущего России. Уже в первом философическом письме он подмечает: «У нас нет развития собственного, самобытного, совершенствования логического. Ветхие идеи уничтожаются новыми, вследствие того что последние не исключают из первых, а западают к нам Всевышний знает откуда, отечественные умы не бороздятся неизгладимыми следами последовательного перемещения идей, каковые составляют их силу, по причине того, что мы заимствуем идеи каковые уже развитые. Мы угадываем, а не изучаем, мы с чрезвычайной ловкостью присваиваем себе чужое изобретение, асами не изобретаем».

Чаадаев постоянно склонялся на позиции западного пути развития России, но уже в первом философическом письме решительно выступает против слепого, плохого, поверхностного подражания чужестранцам. Чаадаев выступает против славянофилов в «Письме малоизвестного малоизвестной», думал, что в случае если России и выпадет миссия облагородить человечество, то лишь в будущем, и само собой разумеется, не армейскими средствами (как пробовало сделать это Российская Федерация во время армейских выступлений в Крыму 1854 г. Чаадаев наблюдает на проблему конкретно — исторически: «Европа не впадает в варварство, а Российская Федерация овладела до тех пор пока только крупицами цивилизации, Европа — наследник, покровитель, хранитель всех предшествующих цивилизаций. Российская Федерация во многом обязана европейской цивилизации, просвещению Запада».

Чаадаев приверженец просветительства, в просветительской деятельности основное он видит, не расширение области отечественных идей, а в том, дабы исправить их и придать им новое направление.

Российская Федерация же, если она лишь уразумеет собственный призвание, обязана принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, потому что она не имеет привязанностей, страстей, интересов и идей Европы. В контексте последовательности вторых положений возможно высказать предположение, что речь заходит об узких частнособственнических заинтересованностях, о страстях партийной борьбы имущих классов, смене кабинетов министров. Все это, согласно точки зрения Чаадаева на данном этапе неприемлемо для России. Но никакая земная власть не помешает миру идти вперед. Русскому народу нужно наращивать духовную мощь, поскольку внимание, которое возбуждают к себе народы, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от мира, что они создают. Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX — XIX вв. Л: ЛГУ 1989 с. 255.

Цель нравственного облагораживания была личной целью Чаадаева. Он осознавал ограниченность тех политических учений, каковые достижение наилучшего образа проявления и судьбы видели единственно в воспитании добродетелей и мудрости в их помощниках и правителях.

Отмечая события, в силу которых Российская Федерация отстала в умственном развитии, а это — обособленность сознания, Чаадаев в один момент видит в них на будущее «громадные преимущества». Он высказывает надежду, что русское общество, по крайней мере в лице его образованной части, начнет собственный перемещение снова с того места, на котором оборвалась нить, свертывающая его с другими народами западного мира. Призывая к этому, он успокаивает тех, кто «опасается революции на манер западно — европейских», потому, что в русском народе имеется что-то неотвратимое, в частности — его полное равнодушие к природе той власти, которая им руководит.

Чаадаев находит «отечественное положение радостным» потому что Российская Федерация стоит перед лицом опередившего её запада. «Мы пришли позднее вторых, соответственно сможем сделать лучше их», в случае если сумеем верно оценить собственный преимущество, и применять опыт так, «дабы не входить в неточности, в их суеверия и заблуждения. Больше того: у меня имеется глубокое убеждение, что мы призваны решить солидную часть неприятностей социального порядка.»

Уяснения причин русской отсталости и особенностей истории страны, как их осознавая, Чаадаев, нереально без раскрытия социологической концепции «философических писем», которая заключает в себе завязку узла последующей полемики о судьбах России, и есть первой философией отечественного исторического процесса.

Самое, пожалуй, утопическое вывод Чаадаева было о том, дабы улучшить будущее России необходимо в первую очередь оживить веру, всеми методами и дать себе действительно христианский импульс, поскольку на Западе все создано христианством, а у нас православие обретает Россию на отсталость, замыкается в собственном религиозном обособлении от европейских правил судьбы. А в католичестве заложена некое объединяющее начало, которое сформулировало западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку, литературу, улучшило нравы, создало предпосылки для свободы личности. Исходя из этого для России целесообразно было бы перенять идеи католицизма.

В мыслях Чаадаева по окончании написания «философических писем» на первый замысел выдвигается неприятность России, и новое её ответ хорошее от прошлого.

Развитие взоров Чаадаева на Россию по окончании «философических писем возможно поделить на 2 этапа 1) 30-40е г.г. 2)финиш 40-х г.г. и до его смерти 1856г.

Первый из них характеризуется оптимизмом. Он сохраняет надежду на то, что Российская Федерация сможет не только скоро пойти по пути собственного прогресса, но и оказать помощь Западу решить его неприятности, подняться во главе человечества. На втором этапе футуристическая мысль дает трещину вследствие того что Чаадаев все определеннее исключает возможность того, что при существующих в Российской Федерации социально-политических и нравственно-идеологических условиях она отправится по пути прогресса и станет фаворитом прогресса европейского а также общечеловеческого. Но для этого Российская Федерация должна быть подвергнута коренным преобразованиям.

Наиболее значимым документом, в котором выразилась эволюция взоров на Россию, есть «Апология сумасшедшего» (1837 г.)

Историю России, пишет он, нельзя объяснить обычными законами отечественного разума, её таинственно растолковывает главная логика провидения. Специфика же России в её, «ограниченности», особенность истории — в географическом положении.

На истолковании его русского истории и особенности народа базируется и прогноз Чаадаева о будущем России, её роли во всечеловеческом прогрессе. Миссию России он видит в том, дабы соединить цивилизацию Запада и Востока. Российская Федерация сама не в собственности ни к Западу, ни к Востоку.

В миссии России существует 3 момента:

России предстоит великое будущее.

Оно возможно достигнуто относительно легко благодаря исторически сложившемся чертам русского характера и основанного на них механизмах развития страны — легкость проведения реформ сверху, свобода от традиций.

Это будущее будет воображать собой реализацию продуманно — отобранных идей, лучше западных, установлений и принципов.

Взор Чаадаева на историю, состояние и будущего России взял обоснование в его философии истории, которая, опиралась на общефилософскую совокупность.

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЧЕРЕЗ 1000 ЛЕТ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector