Буддизм и джайнизм: общее и особенное

Две наибольших религиозно-философских совокупности Старой Индии – джайнизм и буддизм – преследовали одну и ту же цель – спасение человека от страдания, духовная победа над невзгодами и лишениями. В этом замысле между этими совокупностями довольно много неспециализированного. Но имеется и различия, каковые касаются по большей части толкования метода спасения человека от страдания. Разглядим и охарактеризуем каждое из этих учений более детально.

Буддизм.Буддизм– религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (по окончании V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (по окончании III в. н. э.), а также в иных регионах. Буддизм стал первой из трех мировых религий.

Выросший в роскоши царевич Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н. э.), названный потом Буддой (практически – пробужденный, просветленный), самостоятельно сделал собственный жизненный выбор – путь поиска истины и крайнего аскетизма. В рвении отыскать и преодолеть обстоятельство людских страданий он изучал древние знания под управлением индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение (божественное откровение, которое буддисты именуют просветлением), начавшее новое учению. В чем его сущность? В чем принципиальная если сравнивать с индуизмом новизна?

Существует два нюанса, в понимании которых между джайнизмом и буддизмом имеются принципиальные различия:

1. Индуизм принимает идею единой божественной действительности – Брахмана, показанного при помощи богинь и многочисленных богов, и бессмертной души, которая по окончании смерти вселяется в второе физическое тело. Буддизм отрицает действительность извечного Всевышнего (Брахмана) и высшего «Я». Нет ничего полного; все сущее взаимосвязано и будет в состоянии постоянного трансформации.

2. Индуизм принимает за базу «Веды», а буддизм отрицает авторитетность любого знания извне и придерживается эмпирического подхода в построении доказательств. Сравнивая индуизм с буддизмом, направляться обращать внимание именно на эти фундаментальные расхождения, а не на особенности культовых отправлений и этики.

Религиозно-философская совокупность классического буддизма строится на следующих понятиях:

1) Пратитья самутпада. Этот термин воображает фундаментальную концепцию буддийской философии и возможно переведен трояко: как зависимое начало, как обусловленное воспроизводство и как связь. Неспециализированный суть концепции возможно передать следующими словами: «Сущностным есть то, что появляется; то, что погибает, перестает быть таковым». В противном случае говоря, при определенных условиях объект проявляется, а с трансформацией этих условий – исчезает. Импульс к проявлению объекта кроме этого есть обусловленным. Возможно представить это в противном случае: все, что должно случиться, обусловлено уже существующими факторами, каковые, со своей стороны, зависят от последовательности обстоятельств, кроме этого вызванных определенными влияниями. Иначе говоря все сущее находится в тесной связи. При попытке осмыслить мироздание у западных мыслителей часто появляется искушение поделить материальный мир на объекты, существующие независимо друг от друга. Буддизм проповедует другой подход. В соответствии с учению Гаутамы, мир складывается из нескончаемого множества взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Иначе говоря любое изменение в мироздании влечет за собой неотвратимые последствия, потому что все сущее находится в тесной связи. Так, любой человек есть всецело зависимой частицей окружающего мира. Само существование человека продолжается , пока существуют подходящие для этого условия; при отсутствии оных существование заканчивается.

2) Три показателя существования. Пратитья-самутпада предусматривает три показателя показанной вселенной:

  • анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу изменений. Возможно теоретизировать по поводу вечных и незыблемых понятий, возможно стремиться постичь вечное, но в конечном итоге замечательный мир изменчив, поскольку все показанное зависит от условий, поддерживающих существование;
  • анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе. В любой момент времени существование любой вещи всецело зависит от окружающего мира. Но под связью подразумевается что-то большее – буддизм отрицает самость Эго (существование Атмана). В безотносительных терминах «Я» имеется не что иное, как иллюзия, не имеющая ничего общего с действительностью. С позиций западных философов, «Я» неуловимо и его идентификация неосуществима вне связи с другими объектами. У буддистов таковой неприятности не появляется. Они разглядывают личность как воплощение пяти скандх, которыми являются: физическое тело, эмоции, ментальность, жажды и сознание. Эти атрибуты свойственны человеку с рождения и определяют его как личность. Со смертью сотрудничество этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать. Так, анатта, подобно пратитья-са-мутпаде, есть одной из главных категорий буддийской философии: существование вне объективной действительности нереально, и для того чтобы феномена, как независимое Эго, не существует. Эта мысль есть главной в буддийском понимании действительности;
  • дуккха. Коль не так долго осталось ждать вечного «Я» не существует и все сущее подчинено обусловленным событиям, жизнь имеется не что иное, как источник страданий, завершающихся смертью. Соответственно, целью буддизма есть преодоление страдания (дуккхи).

3) Четыре добропорядочные истины.Подобно эскулапу, дающему рекомендации своим больным, Будда обращается к собственной пастве с наставлениями, в которых поясняет сущность собственного учения Дхармы. Каждое из четырех наставлений-рецептов есть следствием прошлого:

1. Жизнь имеется не что иное, как дуккха (неудовлетворённость и страдание).

2. Обстоятельством страдания есть не (привязанность к судьбе как источнику страдания; иллюзорное отношение к действительности, в то время, когда желаемое выдается за настоящее, рвение получить полное удовлетворение при помощи чувственных наслаждений и неспособность к воздержанию от них, постоянная борьба личности за выживание)

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает обстоятельство страдания.

4. Чтобы не было привязанностей направляться придерживаться восмеричного срединного пути, именуемого маггой (санскр. марго).

4) Восьмеричный путь. Не обращая внимания на то что восьмеричный путь время от времени отождествляют с лестницей, поднимаясь по ступеням которой человек осуществляет собственный духовный рост, направляться не забывать, что практическое освоение каждого из качеств пути осуществляется в один момент. Составляющие путь категории связаны с нравственно-этическими понятиями, духовной и образом жизни практикой, придерживаясь которых буддист формирует условия, нужные для видения подлинной природы вещей и с целью достижения поставленной цели.

1. Праведное познание (вера). Без понимания взаимосвязи учения и основ Будды всего сущего путь теряет каждый суть.

2. Праведное намерение (решимость). Эта ступень связана с экзистенциальным, личностным осознанием собственного пути. Путь буддизма не является предметом чисто отвлечённого интереса, но требует от человека решимости; в этом смысле он требует осуществления, а не умозрительных спекуляций по поводу моральных высот.

3. Праведная обращение. Буддисту направляться воздерживаться от лжи, резких высказываний, праздной болтовни и слов вражды. Обращение должна быть правдивой, плавной, конструктивной и целенаправленной (выполненной смысла).

4. Праведные дела. Подробнее нравственные указания довольно этого нюанса приводятся ниже. Кратко их возможно сформулировать следующим образом: не покушаться на чью-либо жизнь, но быть сострадательным и дружественным ко всем живым существам; воздерживаться от стяжания, но быть щедрым; не потворствовать проявлению отрицательных чувств, но воспитывать в себе самообладание, созерцательность и простоту; воздерживаться от неправедных речей (см. выше); воздерживаться от потребления помрачающих разум средств, но всячески расширять собственный сознание.

5. Праведная судьба. Праведной судьбой считается приверженность сокровищам в свете учения Гаутамы и соблюдение правил, изложенных в прошлом пункте.

6. Праведное упрочнение. Буддист обязан предпринимать упрочнения в четырех главных направлениях:

а) устранить желания и низкие помыслы;

б) предотвратить появление таковых в будущем;

в) поощрять появление праведных желаний и мыслей;

г) сосредоточиться на уже появившихся хороших помыслах.

Иными словами, процесс подразумевает сознательное упрочнение по увеличению уровня ментальной и эмоциональной сфер в соответствии с правилами буддизма.

7. Праведные мысли. Этого нюанса мы коснемся позднее, в разделе, посвященном медитации. В случае если сказать обобщенно, то буддизм требует от человека, ступившего на данный путь, осознанного отношения к собственному телу, эмоциям, объектам и помыслам созерцания. Такая позиция есть естественным следствием утверждения, что неведение порождает страдание. Соответственно, целью духовного роста есть полное пробуждение, другими словами достижение состояния Будды (в этом контексте – любой человек, достигший просветления).

8. Праведное созерцание, конечной целью которого есть нирвана, т.е. просветление, состояние пассивной созерцательности, отрешенности от земных благ и наслаждений, приносящих страдания. Бывши в этом состоянии, человек оказывается всецело свободным от собственного тела и мучающих его страстей. Наряду с этим буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей (например, от бешенства, печали, жадности, злости), но и от страстей, каковые, с позиций европейской культуры, оцениваются положительно (например, радость, любовь, привязанность к друзьям и семье).

направляться подчернуть, что при убедительности идей и всей привлекательности буддизма об избавлении человека от страдания, стоит все же признать, что метод этого спасения есть достаточно радикальным. И в случае если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при жажде возможно осуществить, то сделать последний ход и погрузиться в состояние нирваны – под силу далеко не каждому. Как раз исходя из этого со временем в классического буддизма показались секты и ответвления (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)

Джайнизм.Джайнизм (от санскр. jaina – «победитель») – еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся громадным влиянием. Его основателем был кшатрий Вардхамана Махавира, живший в шестом веке до н. э.

Как было уже отмечено, между джайнизмом и буддизмом большое количество неспециализированного: оба они желали победить страдание, оба не признавали авторитет вед, оба думали, что нет вечной и вечной души и абсолютной вселенной, оба признавали факт наличия людских страданий. Но в отличие от Сиддхартхи Гаутамы Вардхамана Махавира думал, что спасение от страданий, победа над ними обязана достигаться не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, т.е. непричинения вреда всему живому. В предисловии к фундаментальному писанию джайнов переводчик Натхмал Татья в очень сжатой форме формулирует сущность учения: «Центральными темами «Таттвартха-сутры» являются: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на судьбу всех существ; второй – право каждого человека на независимое суждение; третий – взаимозависимость всех форм судьбы. Если вы почувствуете уникальность каждой души, то ни при каких обстоятельствах не начнёте покушаться на ее существование. Если вы почувствуете, что любой человек – это мыслящее существо, вы признаете его право на собственное вывод. Если вы почувствуете, что ничем и никем не владеете, вы ни при каких обстоятельствах не захотите мирового господства».

Подобно другим восточным философам, джайны избегают праздных рассуждений и всей собственной судьбой обосновывают рвение к освобождению. Их философия струится на следующих главных концепциях:

1) Анекантавада (неприятие полных истин). Заявляя о неприятии безотносительной истины, джайны утверждают, что сущность вещей направляться принимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Исходя из данной посылки любое знание есть условным. Так, разглядывая концепцию Эго, возможно прийти к следующим выводам: «Я» – это постоянная категория; «Я» – это непостоянная категория; «Я» возможно как постоянной, так и непостоянной категорией; сущность материи возможно невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость полного знания (кроме того в случае если высказать предположение, что мы располагаем им).

2) анимизм и Атомизм. Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздушное пространство, пламя, землю и воду. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых со своей стороны формируются замечательные объекты. Но мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более узкого замысла, действительность которых однако очевидна. К ним относятся радость, жизнь и печаль как таковая, причем последняя обозначается как «душа», либо джива. Махавира учил, что все сущее имеет душу. Наряду с этим духовным началом наделялись не только люди, растения и животные, но и камни, ветер и земля. Более того, в соответствии с традиции, явление и любое событие нужно считать одухотворенными в тот период времени, в то время, когда они происходят. Так, джайнская философия признает сотрудничество материальной и духовной субстанций. Каким бы ничтожно малым ни было духовное начало – к примеру, на протяжении чувственного восприятия, – оно непременно материально (материальность органов эмоций). Но кроме атомарного уровня, имеется и второй замысел бытия, на котором существуют вечные субстанции, любая из которых имеет свойства и свои качества. Наибольшим проявлением этого уровня считается джива, идеальная и бессмертная субстанция, которая на замечательном замысле одухотворяет небесные, человеческие и иные тела, включая несложные формы судьбы.

3) Атеизм и всегда изменяющаяся Вселенная. В собственной базе джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает безотносительных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением согласится достижение душой конечной действительности (состояние конечного постижения именуется кавала). Мир безначален, но находится в инволюции и непрекращающемся процессе эволюции. Наряду с этим никаких внешних доказательств не нужно, и процесс изменений осуществляется в соответствии с кармическими законами, каковые распространяются на сущностно нестабильную и взаимообусловленную действительность. Следовательно, вселенной руководит не Всевышний, а карма. Нельзя не отметить противоречивость джайнской позиции по отношению к природе вещей: с одной стороны, провозглашается их неизменность, а с другой – непостоянство и текучесть. Говоря о действительности какого-либо проявления, имеется в виду его существование во времени, не смотря на то, что за данный период объект претерпевает нескончаемое множество трансформаций собственного состояния, каковые происходят каждое мгновение, и в один момент прекращает существование в одном режиме бытия и проявляется в другом. Но в течение всего процесса изменений он остается неизменно настоящим.

Так, мы приобретаем еще одно подтверждение условности джайнского подхода к постижению истины. Вещи в один момент существуют либо не существуют – все зависит от позиции, занимаемой сторонним наблюдателем.

10 ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ ПРО БУДДИЗМ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector