Биологические предпосылки.

Если сравнивать с детенышами животных человеческое дитя более беспомощно, ему требуется большое время для выживания, и его генетическая программа возможно раскрыта лишь при определенных социальных условиях. Но это не свидетельствует, что у новорожденных (младенцев первых недель судьбы) отсутствуют инстинктивно-защитные формы реагирования. Именно напротив, в остаточном виде они вероятны как раз в ближайшее время и недели по окончании рождения, как, к примеру, защитное поведение 10-дневных младенцев при приближении громадного предмета: они обширно раскрывают глаза, откидывают голову и поднимают руки.

Рефлекторно-защитной функцией есть и цепляние новорожденного за маму при первых купаниях. При резком звуке, ярком свете кроха вздрагивает, довольно часто моргает либо зажмуривается и вскидывает руки. Первый крик ребенка по окончании рождения представляет собой кроме этого рефлекторный ответ тревоги на неожиданное раздражающее трансформацию привычных внутриутробных условий существования.

Изучая поведение младенцев, психиатры и физиологи установили, что новорожденные дети весьма опасаются резких падений и звуков. Это нужно учитывать с первых же дней появления ребенка на свет.

Рассмотренные рефлекторные формы реагирования имеют абсолютный, другими словами врожденный, темперамент и в большинстве случаев нивелируются в течение первого полугодия судьбы. Существенно ослабевает к 4-му месяцу судьбы и рефлекс вздрагивания. Но у детей, жадно ослабленных благодаря эмоционального стресса, перенесенного матерью на протяжении беременности, и при конфликтной домашней обстановке он сохраняется и во втором полугодии судьбы и проявляется всевозрастающим эмоцией страха. Тут вздрагивание есть ответом уже на испуг, испытываемый ребенком.

В первые месяцы последнего полугодия судьбы, в то время, когда ребенок начинает ползать, он подвергается большей опасности. Все младенцы в этом возрасте уже разделяются по характеру реагирования на опасность. Одни из них практически сходу, а другие по окончании ошибок и многочисленных проб проявляют известную осторожность — не глотают несъедобные предметы, своевременно останавливаются перед препятствием и т. д. Такое раннее избегание опасности говорит не только о сильно выраженном инстинкте самосохранения, но и о некоем врожденном тревоге у детей высокотревожных, часто болезненных и немолодых своих родителей.

Без постоянного подкрепления со стороны своих родителей беспокойство со временем ослабевает и сходит на нет. Неспокойные же родители в большинстве случаев не только подкрепляют, но и усиливают беспокойство ребенка, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы. Тогда тревожный тип реагирования у детей складывается уже в старшем дошкольном возрасте.

У подавляющего большинства детей нет рано проявляемого и выраженного тревоги, что есть нормой, но они же не так безрассудны, как те, кто склонен к полному игнорированию опасности и в той либо другой мере очень плохо относится к обучению.

Если не брать крайних случаев влияния пьянства своих родителей, неспециализированного психологического недоразвития (олигофрения) и врожденной психологической патологии у детей (психопатия), то страхов чувства и отсутствие опасности позвано органическим поражением головного мозга в следствии тяжелой патологии родов и беременности, повреждений при ушибах и инфекционных осложнений.

Органические нарушения проявляются постоянной возбудимостью, без причины нехорошим настроением (дисфорией), нарушением ритма сна, расторможенными и агрессивными, психопатоподобными формами поведения.

В большинстве случаев происхождению страха содействуют такие типологические особенности высшей нервной деятельности, как впечатлительность и эмоциональная чувствительность, каковые приводят к броскому, образному запечатлению тех либо иных событий судьбы. Повышенная чувствительность таких людей выражается и в их уязвимости и эмоциональной ранимости, в то время, когда они все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются, будучи неспособными к агрессивным ответам.

Не обращая внимания на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долгосрочной памятью ведет к фиксации и длительному удерживанию в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания.

К тому же подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению собственных переживаний и чувств — они все держат в себе, и лишь родные смогут предположить, да да и то не довольно часто, что творится в их душе.

Существует ли наследственная передача тех либо иных конкретных страхов, тем более, что довольно часто мы имеем дело с этими неспециализированными у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, неожиданных звуков и боли?

Непременно, в особенности в случае если мать и по сей день испытывает подобные страхи. Это показывает и на близкий с детьми тип жадно-психологического эмоционального реагирования, как общность восприятия, переработки и запечатления страха в сознании.

направляться иметь в виду, что большая часть детей проходят в собственном психологическом развитии последовательность возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи преходящ , но они способны оживлять подобные страхи, сохраняющиеся в памяти неспокойных своих родителей, и передаваться детям в ходе яркого общения в семье. Это самый типичный путь передачи страхов, и возможно утверждать о более возможном появлении страхов у детей при наличии их у своих родителей, в особенности неспециализированных конституциональных изюминках и в случае если родители пользуются у детей авторитетом и между ними существует тесный эмоциональный контакт.

Большая часть страхов передаются детям неосознанно, но кое-какие страхи, правильнее — опасения, смогут сознательно культивироваться родителями в ходе воспитания либо внушаться в навязываемой совокупности ценностных ориентаций.

Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в основном, чем отцы, передавать собственные страхи, хотя бы в силу инстинктивного рвения предохранить от повторения собственных страхов. Но как раз этим привлекается особенное внимание к опасности, лежащей в базе того либо иного страха. В случае если учесть тревожность матерей, неуверенность и беззащитность детей в себе, то появление страхов не будет казаться чем-то необыкновенным.

В целом, матери более удачно передают детям беспокойство — тревожность — страхи, а отцы — мнительность, сомнения в правильности собственных действий. Совместно это и порождает тревожно-мнительный метод реагирования у детей как базис происхождения страхов, опасений, сомнений и предчувствий.

Зорина З.А.: Биологические предпосылки мышления человека

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector